Дорога, история и современность в фотографиях


Туапсинка, это, прежде всего, отдельные сооружения, такие, как мосты, туннели, насыпи, станции, вокзалы и т.д. Некоторые из них прекрасно сохранились до наших дней, от других не осталось почти ничего. Некоторые до сих пор служат по прямому назначению, другие используются для иных целей, или просто заброшены.

Западное плечо Туапсинки знаменито своими туннелями и виадуками через горные реки Западного Кавказа. Они до сих пор исправно служат, хотя массы железнодорожных составов значительно превышают те величины, в расчете на которые их создавали инженеры в начале века.

Восточное плечо сегодня, это, прежде всего, десятки мостов и водопропусков, разбросанных по Ставропольской возвышенности. Стены быков большинства из них сложены из ставропольского ракушечника, а вовнутрь залит бетон. Строились мосты "на века", и многие из них до сих пор прекрасно сохранились, не в пример насыпям, от которых местами не осталось даже следов. Возможно, это свидетельствует о просчетах при строительстве, а именно, недопустимо слабых насыпях, или только нарождающиеся технологии тех лет не еще предусматривали таких работ.

Но, скорее всего, качество работ было не причем. Западное плечо строилось несколькими годами раньше восточного, без спешки, еще до начала войны. Склоны насыпей и выемок укреплялись одновременно со строительством виадуков (см. фотографии строительства этого участка). О качестве строительства говорит тот факт, что эта ветка, пережив 2 войны, до сих пор является главной дорогой к Черноморскому побережью Кавказа, и работает практически без эксплуатационных ограничений.

На восточном плече трудности начались еще до начала строительства. Спор с АО Владикавказской железной дороги за концессию на строительство этого участка, а затем за станцию Армавир-Туапсинский и соединительную ветку в районе Ставрополя длился 3 года, и проект был полностью утвержден только в 1915 г. По-видимому, результатом конкурентной борьбы была заниженная стоимость проекта. Таким образом, ветка была построена ускоренными темпами за 3 года.

Очевидно, что этот участок был не достроен, хотя и пущен в эксплуатацию. В частности, несмотря на то, что некоторые из насыпей имели высоту до 15 метров, и многие участки дороги проходили по крутым глинистым склонам с регулярными оползнями, откосы насыпей и выемок не были укреплены, а также не были проведены в достаточном объеме работы по укреплению склонов, по которым проходила ветка. Проблемы начались уже в первые годы эксплуатации дороги. Как и в случае с участком Армавир - Туапсе, для железной дороги в горной местности требовалось время для выявления слабых, склонных к осыпанию и оплыванию участков и склонов, и окончательной доводки полотна. Революция и Гражданская война такого времени не дали. Вместо строительных бригад по Туапсинке пошли бронепоезда. Это, возможно, и предрешило отчасти судьбу участка Ставрополь - Армавир.

В этом разделе отражено прошлое и настоящее как действующих участков Туапсинки (Старомарьевская - Светлоград, Армавир - Туапсе - Сочи), так и давно закрытых и разобранных (Старомарьевская - Ставрополь - Армавир). В фотогалереях разобранных участков мы постарались поместить фотографии и описания как можно большего количества сохранившихся сооружений и просто следов Туапсинки на местности.

Что касается участков железной дороги, работающих и в наше время, собирать и публиковать на этом сайте всю возможную информацию о них, значит пытаться объять необъятное. Разобранные участки - это, по большей части, предмет истории, а действующие - наша современность, которая непрерывно изменяется. Потому на этом сайте о действующих участках Туапсинки будут представлены только материалы, имеющие историческую ценность. Это не значит, что здесь может быть описано только то, что уже ушло в историю. То, что живет сейчас, но обязательно станет важной страницей истории дороги в будущем, также будет отражено на этих страницах.

На перечисленных ниже страницах собраны фотографии и описания разных объектов дороги. Почти все они обозначены также на картах Туапсинки.

Красным отмечены разобранные участки дороги.

 
  • От Калауса к Ташле (Светлоград - Старомарьевская).
      Восточные отроги Ставропольской горы (Старомарьевская - Ставрополь).
      В окрестностях Ставрополя (Ставрополь - Демино).
      Татарский серпантин (Демино - Татарка).
      На склонах Ставропольской горы (Татарка - Верхнеегорлыкский).
      По Недреманному хребту (Верхнеегорлыкский - Тоннельный).
      Спуск к Кубани (Тоннельный - Западный).
      В окрестностях Армавира (Западный - Армавир).
     
  • В предгорьях Большого Кавказа (Армавир - Кабардинская).
     
  • Вверх по долине Пшиша (Кабардинская - Пшиш).
     
  • Путь через перевал (Пшиш - Индюк).
     
  • В долине Туапсе (Индюк - Туапсе).
     
  • Между скалами и морем (Туапсе - Сочи).

     

    История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
    Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
    На главную страницу
    TopList