Вверх по долине Пшиша (Кабардинская - Пшиш)


В этих местах река Пшиш очень извилистая. Потому для срезания длинных изгибов и сокращения пути на участке Кабардинская - Пшиш были построены Хадыженский и Навагинский туннели.

Некоторые из представленных ниже фотографий были сделаны во время строительства дороги. Очевидно, это далеко не первые копии, чем и объясняется их низкое качество.

Вокзалы и станционные постройки на этом участке представлены в разделе вокзалы Туапсинки. Расположение на местности некоторых из представленных ниже на фотографиях объектов можно увидеть на карте участка Навагинская - Елисаветпольская (Шаумян).

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.

Хадыженский туннель длиной 880 метров. Армавирский портал.
Туннель проложен из глубокой балки одного из притоков Пшиша в долину Пшиша.

Хадыженский туннель. Туапсинский портал.
Сразу за этим порталом начинается станция Хадыженская.

Мостики и водопропускные трубы на участке Хадыженская - Навагинская
Водопропускная труба на фото справа построена по тому же проекту, что и многочисленные водопропускные трубы на склоне участка Тоннельный - Западный на Недреманном хребте. Отличие только в том, что эта труба ухожена и прочищена, а по насыпи над нею до сих пор ходят поезда.

Туапсинка и трасса Майкоп - Туапсе в долине Пшиша, на участке Хадыженская - Навагинская.

Двухпролетный бетонный балочный мост на участке Хадыженская - Навагинская.
Как и у всех других таких мостов на этом участке, сохранились опоры постройки начала века.
Любопытно сравнить вид сверху на действующий мост Туапсинки с видом мертвого моста под Ставрополем этой же дороги.

Мост через реку Пшиш у Армавирского портала Навагинского туннеля.
Этот мост полностью аналогичен большим каменно-бетонным мостам разрушенного участка Туапсинки, таким, как Немецкий, в окрестностях Ставрополя, или Веселовский на правом берегу Кубани. Это далеко не единственный мост этой серии на действующей части Туапсинки. Все эти мосты до сих пор исправно служат, несмотря на почти двукратное возрастание массы вагонов по сравнению с теми, на которые рассчитывали эти мосты инженеры в начале века. Лишь только окна над быками между пролетов были заделаны для их усиления. Очевидно, мосты на участке Ставрополь - Армавир прослужили бы не меньше, доживи эта ветка до наших дней.

Навагинский туннель длиной 512 сажень (1096 метров). Армавирский портал.
Фотографии, сделанные в начале века и в наше время. Перед порталом виден мост с предыдущей фотографии.
Видно, что за прошедшие 90 лет между моментами съемки этих фотографий охранник портала обрел свою будку, а над путями повисла контактная сеть электрификации.
На современной фотографии заметна также подпорная стенка слева от входа в туннель, которой нет на фотографии начала века. Очевидно, эта стенка была построена позже, по мере оплывания склона выемки перед порталом.
Еще одно бросающееся в глаза отличие - новые сварные поручни на мосту вместо литых. О причинах смены поручней мостов Туапсинки см. ниже.

Туапсинский портал Навагинского туннеля.
Пока еще все эти порталы имеют первозданный вид. Однако очень скоро и до них дойдет реконструкция...
Подробнее см. на следующей странице, куда она уже дошла.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

<<< Назад, на участок Армавир - Кабардинская     Дальше, на участок Пшиш - Индюк >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList