В окрестностях Армавира (Западный - Армавир)


Спустившись с горных склонов, Туапсинка выходила на равнинный участок, в долину Кубани. Мостов здесь намного меньше, а дорога гораздо прямее, чем на востоке.
Сейчас долина на правом берегу вся распахана, а насыпь, в основном, срыта. И уже почти ничего не напоминает о железнодорожной истории этих мест, за исключением бетонных мостов, иногда причудливо возвышающихся прямо среди пашни.

В окрестностях Армавира Туапсинка пересекала по мостам Кубань и Уруп. Пересечение с Владикавказской железной дорогой также было в двух уровнях по путепроводу.

Вокзалы и станционные постройки на этом участке представлены в разделе вокзалы Туапсинки.

Расположение на местности некоторых из представленных ниже на фотографиях объектов можно увидеть на карте Туапсинки и на более подробной карте участка Тоннельный - Веселый.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.

Развилка насыпей у х. Державный.
Очевидно, уходящий налево подъездной путь шел к гравийному карьеру, существующему и в наше время.

Мост восточнее х. Западный.

Насыпь в сторону Убеженской.
Будто лишь год прошел как сняли рельсы...

Верстовой столб в районе х. Западный.
На столбе сохранилось гнездо для таблички.
Странно, что столб стоит не рядом с насыпью, а в 20 метрах от нее.
Вполне возможно, что это топографический репер, оставшийся со времен изысканий трассы Туапсинки.
Найдены также и другие такие же столбы вдоль Туапсинки.

Трехпролетный мост у х. Западный
Это единственный трехпролетный мост такого типа на всем участке Ставрополь - Армавир.

Мост между х. Западный и станицей Убеженская.
На месте железной дороги было распахано поле, потому насыпь была срыта. Снести мост оказалось, видимо, гораздо сложнее.

Мост через Кубань под Армавиром.
От моста не осталось никаких следов, даже быков в русле реки. Невозможно даже предположить, каким он был.
Из проекта этой железной дороги от 1911 г. известно лишь, что мост должен был иметь 3 пролета. Однако нет уверенности, что к моменту начала строительства это решение не было пересмотрено.
На фотографии хорошо видна оставшаяся насыпь Туапсинки на противоположном берегу.

Путепровод над Владикавказской железной дорогой под Армавиром.
По-видимому, путепровод был бетонным, и по архитектуре соответствовал Немецкому и Новокавказскому мостам.
Был разрушен, очевидно, при электрификации Владикавказской дороги в 1964 году. Насыпи были срыты около 5 лет назад (информация от Алексея Кочкина).

Ставропольский мост через реку Уруп.
Именно так его называет старшее поколение армавирцев. Мост сделан из монолитного бетона.
Нам пока не известно, когда именно был взорван его западный пролет.
Смотрите также другие фотографии Ставропольского моста.

Развилка насыпей Туапсинки и Владикавказской дороги.
Насыпь, начинающаяся у самого кирпичного забора, и упирающаяся в него и есть дорога Ставрополь - Армавир. До этого места от Армавира-Ростовского ставропольская ветка шла по общей насыпи с Владикавказской дорогой. На фото слева хорошо видна "ступенька" на этой насыпи, сделанная под третий путь, которая исчезает как раз в этом месте, где третий путь отходил к югу.
Удивительно, как это место, начало несохранившегося участка, похоже на его конец в сотне километров отсюда - развилку старой насыпи Туапсинки и современной дороги на перегоне Ставрополь - Старомарьевская! В обоих случаях старая насыпь была почему-то срыта на расстоянии 30-40 метров до действующей железной дороги.

Мост на участке между станцией Владикавказской железной дороги и вокзалом Туапсинки (Армавир-2).
Это был самый первый мост Туапсинки, построенный АО Армавир-Туапсинской дороги еще в 1909 году.
Быки рядом с мостом дореволюционной постройки значительно моложе. Однако сейчас работают именно старые быки, хотя пролет моста менялся с тех пор, видимо, уже не один раз. Бетонные пасынки между пролетом моста и быками были положены, вероятно, чтобы поднять пролет и позволить проезжать под мостом высоким грузовикам. А может быть, пролет подняли, так как на насыпь также выросла за счет досыпания щебня за 90 лет, прошедшие с момента постройки моста. Видимо, такая же судьба постигла бы и мосты на участке Ставрополь - Армавир, доживи эта ветка до наших дней.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

 

<<< Назад, на участок Тоннельный - Западный     Дальше, на участок Армавир - Кабардинская >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList