Гражданская война на Туапсинке в 1918-1920 годах


Гражданская война на юге России в 1918-1920 годах стала важной частью истории Туапсинки. Прежде всего, потому, что эта дорога оказалась в одном из центров событий, и именно на ней происходили многие важнейшие и решающие события в той войне. Многие населенные пункты, включая важные узловые станции Армавир и Ставрополь, несколько раз переходили из рук в руки, а действия бронепоездов и снабжение по железной дороге оказывало решающее значение на исход боев.

Еще большее значение оказала гражданская война на саму дорогу. В особенности для участка Ставрополь - Армавир, построенного за полтора года до начала войны, работавшего на эту войну, разрушенного в боевых действиях и закрытого сразу после ее окончания.

Участие железной дороги в гражданской войне, это прежде действия бронепоездов - одной из самых главных и значимых сил в ту войну.

Материал о действиях бронепоездов Добровольческой армии был собран после окончания боевых действий юнкером А.А. Власовым, который сам воевал на бронепоездах на южном фронте. Он был издан в русском эмигрантском журнале "Военная Быль" в Париже в 1969-1971 годах.
Автору сайта стали доступны отдельные отрывки этого уникального материала (см. раздел "Благодарности и ссылки"), и именно они и легли в основу приведенных здесь материалов по истории Гражданской войны на Туапсинке (цитаты из этих статей выделены курсивом). Помимо этого, источниками послужили мемуары П.Н. Врангеля и некоторые другие источники.

Возможно, изложение хода железнодорожных боевых действий Гражданской войны получилось несколько однобоким, поскольку автор сайта пока не располагает какими-либо материалами о действиях бронепоездов Красной Армии.

История и судьбы конкретных бронепоездов, действовавших на этой дороге в Гражданскую войну, описаны в разделе "Бронепоезда Туапсинки".

* * * *

Гражданская война на Туапсинке началась 21 июля 1918 года, когда Добровольческая армия под командованием полковника Шкуро овладела Ставрополем. Уже 27 июля был образован первый "Туапсинский" бронепоезд добровольцев, "Легкий бронепоезд No 2".В начале августа 1918 года при участии этого бронепоезда Добровольческая армия отразила наступление красных на Ставрополь.

А уже во второй половине августа добровольцы при поддержке бронепоездов штурмовали Армавир:

...Во второй половине августа 1918 г. Добровольческая армия наступала на красную армию Сорокина, которая занимала район Армавира с его узловой станцией. Бронепоезда могли поддерживать наши части, действовавшие вдоль двух железнодорожных линий: Ставрополь - Армавир и Кавказская - Армавир. На линии от Ставрополя находились в это время легкий бронепоезд No 2 и Батарея дальнего боя. В конце августа в бою у станции Державная был убит механик Батареи дальнего боя и ранены командир Батареи полковник Скопин и два офицера. Во временное командование Батареей вступил подполковник Левиков...

В то же самое время, 1 сентября Таманская Красная армия заняла Туапсе, и после с боями двинулась на Армавир вдоль Туапсинки для соединения с частями Сорокина.

Армавир был взят Добровольческой армией 3 - 4 сентября 1918 года. Таким образом, ветка Ставрополь - Армавир оказалась целиком в руках добровольцев, главной задачей которых стала оборона Армавира от наступавших с запада таманцев.

...6 сентября 1-ый Бронированный поезд и Морской бронепоезд прибыли на станцию Андрее-Дмитриевскую, на железнодорожной линии Армавир - Туапсе, в 20 верстах к юго-западу от Армавира. Там они поступили в распоряжение командира Самурского пехотного полка. Следующая станция, Курганная, была занята красными. Позднее оказалось, что это были передовые части Таманской армии, наступавшей от Туапсе на Армавир. Наши бронепоезда получили приказание произвести ночной налет на станцию Курганная и двинулись в сторону этой станции около полуночи. Впереди шел 1-ый Бронированный поезд, а за ним Морской бронепоезд. Еще дальше шел вспомогательный поезд, который был предназначен не для боевых действий, а для помощи бронепоездам и для ремонта пути. Ввиду того, что путь был освещен ярким лунным светом, бронепоезда двигались довольно быстро. Когда 1-ый Бронированный. поезд подходил по высокой насыпи к мосту через овраг близ станицы Михайловской, то в темноте близ железной дороги был обнаружен отряд пехоты. Эти пехотинцы спокойно пропускали бронепоезд. Но когда, в ответ на окрик с бронепоезда, они назвали спрашивавшего "товарищем", то стало ясно, что это красные. По ним был немедленно открыт огонь, и они устремились с насыпи в овраг. Встреча оказалась неожиданной для всех. Механик 1-го Бронированного поезда, не дожидаясь приказания, поспешил дать задний ход. В то время еще не был приобретен достаточный опыт в совместном движении двух бронепоездов. Шедший вторым Морской бронепоезд не ожидал этого маневра и продолжал двигаться вперед. Произошло столкновение. Задняя предохранительная площадка 1-го Бронированного поезда и передняя предохранительная площадка Морского бронепоезда были разбиты и сошли с рельс. Предохранительными площадками в составе бронепоезда назывались обыкновенные товарные платформы, на которых не было вооружения, а складывались запасные рельсы и инструменты на случай ремонта пути. Самое название "предохранительные" указывало на то, что эти платформы, помещавшиеся впереди и позади боевого состава бронепоезда, должны были до известной степени предохранять боевые площадки от схода с рельс при неисправности железнодорожного пути. Из-за происшедшего столкновения обратный путь для 1-го Бронированного поезда был прегражден. Был вызван вспомогательный поезд. А между тем совсем рассвело. Из-за холма за оврагом появился бронепоезд красных. Первый снаряд с 1-го Бронированного поезда разорвался на пути как раз перед советским бронепоездом. Он тотчас же двинулся обратно и скрылся за холмом, выпустив на ходу несколько снарядов. Эти снаряды дали перелеты. Со стороны станицы Михайловской начали стрелять по нашим бронепоездам две гаубицы красных. Морской бронепоезд отцепил разбитую предохранительную платформу и несколько отошел, чтобы обстреливать красную кавалерию, которая стала продвигаться в тыл бронепоездам. Опасаясь порчи пути в тылу, которая могла привести к гибели двух бронепоездов, - командир Морского бронепоезда, состоявший временно начальником группы бронепоездов, принял решение отходить, не дожидаясь расчистки пути на месте столкновения. Исполняя полученное приказание, команда 1-го Бронированного поезда сняла затвор с орудия, взяла с собой часть пулеметов и снаряды и погрузилась на Морской бронепоезд. Остальные пулеметы были приведены и негодность. После этого Морской бронепоезд быстро отошел к станции Андрее-Дмитриевская и присоединился к нашим войскам. Произведенная 7 сентября попытка спасти боевой состав l-го Бронированного поезда не имела успеха. Эта задача была не по силам одному Морскому бронепоезду со спешенной командой 1-го Бронированного поезда, тем более, что наступающие красные начали оттеснять наши части.

8 сентября Морской бронепоезд участвовал в обороне станции Андрее-Дмитриевская и удачным огнем остановил наступление красных. Советский отряд предпринял обход и внезапно подошел к станции, на которой находился так называемый "резерв" бронепоезда, то есть обыкновенные вагоны, приспособленные для жилья команды. Если численность команды бронепоезда это позволяла, то команда разделялась на две смены. Они выезжали в бой на бронепоезде по очереди. Тогда незанятая смена находилась при вагонах "резерва". Красные готовы были броситься на эти вагоны, но вовремя подоспела рота Самурского полка. С позиции подошел и Морской бронепоезд, так как с него успели заметить артиллерийский обстрел станции. Одним из неприятельских снарядов было разбито купе командира Морского бронепоезда в вагоне "резерва"...

...10 Сентябри бронепоезд "Офицер" вышел из Армавира по Туапсинской железкой дороге, продвинулся на 16 верст от позиции наших войск и внезапно атаковал станцию Андрее-Дмитриевскую, которая к тому времени была занята противником. Встреченный огнем двух батарей и бронепоезда красных, бронепоезд "Офицер" медленно отходил до вечера, обстреливая и задерживая цепи советской пехоты. Советское наступление привело к упорным боям за Армавир с 11 по 13 сентября. Красные матросы наступали тремя густыми цепями на окопы, занятие ротой Самурского полка близ станции Армавир Туапсинской железной дороги. Морской бронепоезд врезался в цепи красных, открыл по ним огонь и принудил их к отходу. В тот же день советская пехота предприняла еще три атаки, но всякий раз была отбита с помощью Морского бронепоезда. Когда красные перерезали железнодорожный путь в сторону станции Кавказская, то Морскому бронепоезду пришлось постепенно отходить с боем к станции Армавир-Товарный, а затем и к станции Армавир-Пассажирский. После оставления Армавира нашими войсками Морской бронепоезд перешел за реку Кубань к станции Убеженская и обстреливал красных, пытавшихся переправиться через реку. Часть пулеметной команды с двумя пулеметами была временно высажена для обороны двух бродов через Кубань...

Таким образом, Таманская армия соединилась с частями Сорокина, и у Красной Армии южнее Владикавказской железной дороги оказалось достаточно сил для штурма Ставрополя с юга. Наступление красных на Ставрополь началось в первой половине октября 1918 года.

...Морской бронепоезд состоял в это время в распоряжении начальника 3-ей дивизии генерала Дроздовского. "Резерв" бронепоезда, то есть вагоны, приспособленные для жилья, был оставлен на станции Ставрополь. Боевая часть действовала по линии Ставрополь - Армавир. Бронепоезд был усилен вновь приданной бронеплощадкой с морским 100 мм. орудием. К вечеру 12 октября красные повели наступление большими силами. Находившийся близ станции Недреманная Морской бронепоезд поддерживал своим артиллерийским огнем части нашей пластунской бригады, которые были вынуждены отходить. Было израсходовано около половины имевшихся 75 мм. м 47 мм. снарядов. С утра 13 октября Морской бронепоезд вышел на позицию, занятую частями 2-го Офицерского полка близ станции Татарка. День прошел спокойно, но к вечеру были получены сведения о глубоком обходе красными нашего левого фланга в направлении на Ставрополь. В 8 час. вечера Морской бронепоезд с разрешения генерала Дроздовского отправился для снабжения водой на станцию Ставрополь. Там он должен был ожидать боевого приказа. В случае же неполучения приказа, при отсутствии перемен в обстановке, бронепоезд должен был к рассвету вернуться на старую позицию у станции Татарка.

В 2 часа ночи на 14 октября Морской бронепоезд, не получивши никаких новых приказаний, вышел из Ставрополя на позицию. По пути он несколько раз был обстрелян пулеметным огнем. Когда же бронепоезд дошел до позиции, то там наших войск не оказалось. Начался обстрел Морского бронепоезда из дер. Татарка. Бронепоезд стал медленно отходить. На рассвете были встречены посланные генералом Дроздовским 3 офицера и 2 солдата. Они передали, что обходящая колонна красных приближается к разъезду Базный. Генерал Дроздовский приказывает бронепоезду спешно вернуться в Ставрополь, где получить и выполнить боевой приказ, посланный еще в полночь. Морской бронепоезд двинулся назад к Ставрополю и в утреннем тумане, при плохой видимости, вошел на разъезд Базный. Только на расстоянии в 200 шагов был замечен с передней бронеплощадки в выемке впереди - разрушенный и заваленный шпалами участок пути. Одновременно в долине справа было замечено большие скопление красной пехоты. Впоследствии выяснилось, что это были советские 1-ый и 3-ий Таманские полки. По ним был открыт с бронепоезда пулеметный огонь На бронепоезде не имелось ни телефона, ни рупора. Крики с передней бронеплощадки об испорченном пути не были услышаны на паровозе, который находился по принятым правилам в середине боевого состава. Морской бронепоезд наскочил на груду шпал. Контрольная платформа и передняя орудийная бронеплощадка сошла с рельс. Красные стали забрасывать открытую переднюю бронеплощадку гранатами. Орудие на ней заклинилось. Команда передней бронеплощадки, расстреляв последние 5 снарядов другого 47 мм. орудия, успела перейти на вторую бронеплощадку. Последовавшая атака красных была отражена только ружейным и пулеметным огнем, так как второе 75 мм. орудие не могло стрелять из-за выемки, а 100 мм. орудие не было приспособлено для стрельбы с борта, то есть поперек железнодорожного пути. Выйдя из десантного вагона, командир бронепоезда старший лейтенант Макаров приказал команде покинуть бронепоезд и отходить на Ставрополь пешим порядком Последние чины бронепоезда сошли с него в тот момент, когда красные уже овладели первой бронеплощадкой. В это время командир бронепоезда старший лейтенант Макаров был смертельно ранен. Поспешившие к нему на помощь штабс-капитан Казанский и лейтенант Варгасов были убиты выстрелами с близкого расстояния. Старший офицер бронепоезда капитан Лайко принял командование. По его приказанию чины бронепоезда стали отходить цепью, отстреливаясь из пулеметов и винтовок. Красные преследовали команду бронепоезда, ведя сильный ружейный и пулеметный огонь. Команда стала нести большие потери. Красные кавалеристы выехали ей во фланг, предательски надев погоны и белые отличительные углы на шапки. Потому они были подпущены на близкое расстояние. На требование сдаваться чины Морского бронепоезда ответила стрельбой. Несколько всадников 6ыло убито, а остальные рассеялись. Отход с боем продолжался на расстоянии около 2 верст. Затем цепи красных прекратили преследование, чтобы не подставлять свой фланг частям 2-го Офицерского полка. Во время оставления бронепоезда и отхода из 42 чинов команды бронепоезда было убито 18 чел. и ранено 5 чел. Кроме названных ранее офицеров были убиты: штабс-капитан кн. Шаховской, мичманы Завадовский и Хрущев, прапорщики флота Поляков, Лысенко и Березовский, военный летчик подпоручик Гаврилов. После выхода из-под обстрела красных раненые чины команды были устроены на реквизированных подводах. Команда Морского бронепоезда прибыла в г. Ставрополь, и около 4 час. дня состав "резерва" бронепоезда, переполненный принятыми нашими ранеными и гражданскими беженцами, отошел в направлении на станцию Кавказская. Ставрополь был взят красными 17 октября...

Тем временем пока Морской бронепоезд и части генерала Дроздовского обороняли Ставрополь, 1-ый Кубанский стрелковый полк и пластунские батальоны с севера вели наступление на Армавир. 13 октября Армавир снова был взят Добровольческой армией.

Во второй половине октября началось наступление добровольцев на Ставрополь с севера, с запада и с юга. Вдоль Туапсинки с юго-запада действовала дивизия генерала Казановича при поддержке "1-го Бронированного поезда" и тяжелого бронепоезда "Единая Россия". Однако бронепоезда по Туапсинке до Ставрополя не дошли, хотя были там остро необходимы (почему, подробнее см. "Загадки Новокавказского моста").

1 ноября 1918 года Ставрополь был взят. А несколькими днями позже началось наступление добровольцев на Петровское (Светлоград).

...С 13 по 16 ноября бронепоезд "Вперед за Родину" состоял в распоряжении генерала Врангеля, назначенного командиром Конного корпуса из двух дивизий. В районе станции Спицевка (на линии Ставрополь - Петровское) бронепоезд поддерживал части 2-ой Кубанской казачьей дивизии генерала Улагая, которая вела упорный бой с превосходными силами красных. Возвращаясь 17 ноября вечером, как обычно, в Ставрополь для снабжения водой и топливом, бронепоезд "Вперед за Родину" потерпел крушение, так как наскочил на перегоне на карьерную стрелку, которая была злоумышленно переведена в поле. Весь боевой состав сошел с рельс и был сильно поврежден. После этого бронепоезд был отправлен для ремонта на станцию Тихорецкая...

Так закончился первый период Гражданской войны на Туапсинке. В течение всего 1919 года железная дорога целиком оставалась в руках белогвардейских властей.

Вернулись боевые действия в район Туапсинки только 7 февраля 1920 года, когда конные группы XI армии красных достигли с. Петровского (Светлоград). С этого момента начался продлившийся почти 2 месяца отход с боями добровольцев и наступление Красной Армии вдоль всей Туапсинки от Петровского до Туапсе.

Автору сайта пока не удалось найти никаких упоминаний об использовании бронепоездов и вообще роли Туапсинки в боях в эти годы от Петровского до Армавира. 29 февраля полки Красной Армии вошли в Ставрополь, и двинулись на Армавир.

Тем временем бои начались также и на участке Армавир - Туапсе, после возникновения там партизанских отрядов так называемых "зеленых". Это были отряды крестьян, недовольных насильственной мобилизацией в армию Деникина и сочуствующие эсерам.

...Бронепоезд "Генерал Корнилов" был отправлен около 20 февраля на железнодорожную линию Армавир-Туапсе. На этой линий уже находился бронепоезд "Вперед за Родину", который 19 февраля выходил на разведку к станции Гойтх, примерно в 35 верстах от Туапсе, для получения сведении о так называемых "зеленых". На бронепоезде "Вперед за Родину" был десант от 14-го пластунского батальона. Его сопровождал бронепоезд Донской армии "Атаманец". 23 февраля бронепоезд "Вперед за Родину" получил приказание перейти, по смене его бронепоездом "Генерал Корнилов", на станцию Крымская, в 45 верстах от Новороссийска. Смена состоялась, и бронепоезд "Вперед за Родину" прибыл 26 февраля на узловую станцию Армавир. Но в этот же день была занята красными узловая станция Кавказская, на той же главной линии Владикавказской железной дороги. Следовать дальше по назначению представлялось невозможным. К вечеру на станцию Армавир прибыл из Ставрополя командир Кубанского корпуса генерал Писарев. Командир бронепоезда "Вперед за Родину" явился к нему за распоряжениями и получил задачу стоять на станции Армавир, охраняя ее и город от возможного выступления местных большевиков. 1 марта Армавир был оставлен нашими войсками, а бронепоезд "Вперед за Родину" отошел вместе с частями 4-го Кубанского корпуса к станции Курганная, в 40 верстах, примерно, от Армавира, по направлению на Туапсе...

...Отошедший на железнодорожную линию Армавир - Туапсе бронепоезд "Вперед за Родину" получил 4 марта, приказание от командира 4-го Кубанского корпуса - отправиться на станцию Николенко (Николенково - прим.), примерно в 65 верстах от Туапсе, для содействия l4-му пластунскому батальону в обороне означенной станции. К вечеру, под давлением превосходных сил "зеленых" наша малочисленная пехота оставила станцию Николенко и отошла под прикрытием бронепоезда к станции Ганжа (сейчас Комсомольская - прим.). 5 марта командир корпуса умышленно вел долгие переговоры с "зелеными" о пропуске частей Кубанской армии на Туапсе. Выяснилось, что так называемые "зеленые" - на самом деле подлинные красные. Важно было выиграть время для того, чтобы успели подойти части дивизии генерала Шифнер-Маркевича, которые помогли бы открыть путь на Туапсе решительным наступлением. 6 марта бронепоезд "Вперед за Родину" совместно с частями дивизии генерала Шифнер-Маркевича двинулся в наступление во главе колонны наших бронепоездов. Станция Николенко была очищена от противника. 7 марта наступление наших войск продолжалось. На станции Хадыженская был захвачен потерпевший крушение бронепоезд красных. 9 марта бронепоезд "Вперед за Родину" дошел с десантом, состоявшим из Армавирской офицерской роты и пластунского батальона, до станции Гойтх, примерно в 35 верстах от Туапсе. Наши бронепоезда стояли ночью на станции Гойтх, пока происходила расчистка завалов в туннелях, и к вечеру 10 марта прибыли в Туапсе. Около 15 марта была образована Туапсинская группа бронепоездов, во главе которой был поставлен капитан Зуев, командир бронепоезда "Степной". После нескольких дней, проведенных в Туапсе в резерве, бронепоезд "Вперед за Родину" отправился 21 марта на станцию Гойтх, имея при себе маневровый паровоз и несколько вагонов, груженных камнями для завала туннелей. На станции Гойтх уже находились наши бронепоезда "Генерал Корнилов" и "Гром победы". Три наших бронепоезда отправились примерно на 15 верст дальше, к станции Навагинская, и выяснили, что войска неприятеля не продвигаются. Тем не менее начальник 2-ой Кубанской дивизии приказал завалить туннели у станции Гойтх, что и было исполнено. 22 и 23 марта команды бронепоездов: "Генерал Корнилов", "Генерал Дроздовский", "Гром Победы", "Степной" и "Атаманец" и 3-ей батареи Морской тяжелой артиллерии получили приказание Начальника группы войск Туапсинского района генерала Писарева разоружить свои бронепоезда. Были сняты замки с орудий, пулеметы и запасы снарядов и патронов. После этого команды были доставлены на пароходе в Крым. Командир бронепоезда "Вперед за Родину" капитан Юрьев получил приказание выбрать из оставленных бронеплощадок самую легкую, которая могла бы действовать на пути недостроенной железной дороги Туапсе - Сочи, прикрывая отступление наших войск. Была выбрана одна из бронеплощадок бронепоезда "Гром Победы". 24 марта бронепоезд "Вперед за Родину" участвовал в арьергардном бою у станции Гойтх. В тот же день часть команды бронепоезда была принята в порту Туапсе на пароход, на который были также погружены два орудия и башни с бронеплощадок бронепоезда "Вперед за Родину" и два орудия с бронеплощадок бронепоезда "Генерал Корнилов". Вечером пароход отправился в Крым.

25 марта оставшаяся в Туапсе часть бронепоезда "Вперед за Родину" участвовала в оборонительном бою на последнем железнодорожном участке перед станцией Туапсе. Около 17 часов противник подошел к городу Туапсе с севера и с востока. Ввиду невозможности дальнейшей обороны города и порта, командир корпуса приказал капитану Юрьеву сбросить все оставленные бронеплощадки в море, взорвать невывезенный огнесклад и мост через реку Туапсинка, а затем прикрывать огнем отход частей Кубанского корпуса. Приказание было выполнено в точности. После этого бронепоезд под командой капитана Юрьева прикрывал с 26 марта по 2 апреля отход наших частей вдоль берега моря в сторону Сочи. Дальше станции Лао (Лоо - прим.) железнодорожный путь еще не был проложен. Поэтому боевой состав последнего бронепоезда на этом фронте был оставлен, а команда отправилась походным порядком в Сочи для перевозки на пароходе в Крым...

Это был последний бой на Туапсинке. Примерно за неделю до этого завершились также бои и на Ставрополье, на Армавирском направлении. Но Туапсинка уже никак не принимала в них участия. Разрушенная войной дорога была мертва. Жизнь из нее ушла на Ставрополье вместе с породившей ее эпохой, когда по рельсам конкурирующих железнодорожных обществ катились к Черному морю из богатых хлебных краев груженые хлебом на экспорт поезда.

Пройдет еще совсем немного времени, когда в богатых прежде хлебом районах начнется голод. С участка Ставрополь - Армавир начнут снимать рельсы для других участков, а затем жители окрестных сел растащат на камни здания станций, и даже щебень будет полностью выбран с насыпей. Начиналась новая эпоха, в которой железной дороге Ставрополь - Армавир места уже не нашлось.

История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList