Путь через перевал (Пшиш - Индюк)


Все выше в горы уходит железнодорожный путь по ущелью Пшиша. После поселка Октябрьский Туапсинка начинает постепенно выходить из долины Пшиша, поднимаясь вдоль склонов гор к Гойтхскому перевалу через Главный Кавказский хребет. Под перевалом железная дорога проходит по туннелю, а затем путь делает один полный оборот вокруг горы, спускаясь по спирали в долину речки Индюшка, притока Туапсе и проходя сам под собою по Большому Петлевому туннелю. Пожалуй, это самый красивый и самый интересный участок на Туапсинке.

Некоторые из представленных ниже фотографий были сделаны во время строительства дороги. Очевидно, это далеко не первые копии, чем и объясняется их низкое качество.

Возможно, что некоторые из этих фотографий подписаны неправильно, или напечатаны с перевернутых негативов, и потому изображения на них являются зеркальными отражениями реальной местности. Кроме того, далеко не для всех фотографий автор сайта смог определить, в каком именно месте они были сделаны, и будет очень благодарен любым замечаниям о том, правильно ли была напечатана фотография и где именно расположена изображенная на ней местность (см. контактную информацию).

Вокзалы и станционные постройки на этом участке представлены в разделе вокзалы Туапсинки. Расположение на местности некоторых из представленных ниже на фотографиях объектов можно увидеть на карте участка Навагинская - Елисаветпольская (Шаумян), и на карте участка Гойтх - Кривенковская.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.

Мост 3x10 сажень через р. Пшиш южнее станции Пшиш.
Фотографии времен строительства дороги и современные фотографии.
Примерно так же строились аналогичные по конструкции Немецкий, Новокавказский и другие мосты под Ставрополем.
Автор сайта не уверен полностью, что на всех фотографиях изображен один и тот же мост.

Мост через приток Елизаветки и шоссе Майкоп - Туапсе.
Этот мост также является однотипным со ставропольскими "Немецкими" мостами, и на нем также с одного края предусмотрен пешеходный проход. На большинстве мостов этого типа родные чугунные поручни сохранились только с пешеходной стороны. С непешеходной стороны они заменены на новые, установленные несколько дальше от пути. По-видимому, это связано с тем, что Туапсинка строилась под европейский габарит подвижного состава, который уже принятого в России. При переделке дороги под российский габарит поручни пришлось несколько отодвинуть наружу.

Строительство туннеля длиной 656(?) сажень (1270 м) под Гойтхским перевалом. Рабочая станция со стороны Туапсе. На переднем плане шахта разработки туннеля.
На переднем плане видны узкоколейные пути. Может быть, это и есть та самая узкоколейка с горы Индюк, о которой упоминается в некоторых источниках? (Подробнее об этом см. в разделе Загадки истории.)

Гойтхский (Перевальный) туннель. Армавирский (слева) и Туапсинский (справа) порталы.
У Армавирского портала расположена станция Гойтх.

Водопропускная труба и бетонный водослив на склоне высокой насыпи у входа в Петлю

Петлевой участок.

Чтобы спуститься с Гойтхского перевала в ущелье речки Индюшки, дорога делает по спирали один полный оборот вокруг горы, стоящей на развилке ущелий Индюшки и Туапсе. Перепад высот полотна Туапсинка на входе и выходе из Петли примерно 30 метров.
По ущельям Чилипси и Туапсе с запада к этому же месту подходит ветка Энем - Кривенковская.
Карта Петли (участок Гойтх - Индюк).

Панорама железной дороги у начала петлевого участка. На заднем плане виден участок дороги после Петли и станция Индюк.
Сравнивая фотографию начала века с современными фотографиями хорошо видно, как сильно заросли лесом за прошедшие 90 лет горы и насыпи Туапсинки. Именно это и не позволило автору сайта в точности повторить фотографии, сделанные 90 лет тому назад во время строительства Туапсинки.

Такой вид на уходящую к Краснодару ветку Энем - Кривенковская можно увидеть сразу после Среднего Петлевого туннеля. К этому моменту железная дорога уже развернулась по Петле на 180 градусов, и 180 ей еще осталось. Именно поэтому краснодарская ветка видна здесь слева по ходу поезда (если ехать в Туапсе), в то время как в действительности она подходит к Туапсинке справа (с запада). Если Вы не поняли, о чем речь, смотрите выше карту-схему Петли :).

Малый Петлевой (Круговой) туннель, длиной 76(?) сажень (280 м). Туапсинский портал. Фото времен строительства дороги.
На Петлевом участке есть также Средний и Большой Петлевые туннели, длиною 480 и 1200 метров соответственно. По Большому Петлевому туннелю путь Туапсинки проходит сам под собою, сделав полный оборот вокруг горы.

На фото хорошо видно, как изменился облик туннеля после проведенной в 2003 реконструкции. Как писали сами строители, они старались по возможности сохранить архитектурный стиль старых порталов, однако удалось это им, как видно, не везде.

Еще одна интересная деталь - выдолбленная в склоне горы обходная дорога справа от портала. Она есть на обоих фото. Очевидно, дорога была построена еще при строительстве туннеля, и заасфальтирована для нужд охраны уже в наши дни.

Большой Петлевой туннель. Армавирский портал.
Эта фотография - иллюстрация к статье о проводимой в настоящее время реконструкции Петлевых туннелей. Над порталом виден экскаватор строителей, проводящих реконструкцию.
Это последняя фотография портала в первозданном виде, каким он был с 1914 года. Летом 2004 года, после возобновления движения, пассажиры курортных поездов увидят здесь уже совсем другой портал...

Большой Петлевой (Круговой) туннель. Туапсинский портал.
Прямо над порталом туннеля, по склону горы проходит путь Туапсинки до входа в петлю. Справа вдали на фотографии также видны опоры контактной сети этого пути. Поезд, идущий над порталом, виден примерно за 15 минут до того, как его локомотив покажется из портала туннеля. Именно столько обычно требуется поезду для прохода по Петле вокруг горы.
Сразу за порталом начинается станция Индюк.

Очень скоро этот портал перестанет работать по назначению и будет, возможно, снесен. Сейчас осуществляется перепроходка туннеля, новый портал строится в 50 метрах правее этого...

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

<<< Назад, на участок Кабардинская - Пшиш     Дальше, на участок Индюк - Туапсе >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList