Туапсинка в окрестностях Ставрополя (Ставрополь - Демино)


Ставрополь в начале века был крупным железнодорожным узлом, включавшим в себя 2 вокзала и грузовые станции, с которых можно было ехать в 3 направлениях: на запад (Армавир), на север (Кавказская), и на восток (Петровское, сейчас Светлоград). Помимо магистральных дорог Петровское - Армавир и Кавказская - Ставрополь, имелась также соединительная ветка между двумя вокзалами.

Конфигурация железных дорог внутри города хорошо видна на карте Ставрополя, составленной немцами во время оккупации города в 1943 г. (фотография была сделана в Ставропольском краеведческом музее).

В настоящий момент, кроме дороги Ставрополь - Кавказская, эксплуатируются также построенная позднее соединительная ветка Палагиада - Старомарьевская и вся Туапсинка к востоку от Старомарьевской, ставшие одной дорогой. Сохранилась также часть соединительной ветки от вокзала до Старомарьевского шоссе.

Вокзалы и станционные постройки в Ставрополе и с. Демино представлены в разделе вокзалы Туапсинки.

Расположение на местности представленных ниже на фотографиях объектов можно увидеть на карте Туапсинки.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.

Горловина станции Ставрополь. Налево рельсы идут в Кропоткин. Направо сейчас идут к заводам на востоке города,
а когда-то это была соединительная ветка с Туапсинкой, и рельсы шли в Светлоград, Армавир и Туапсе...

Мост на соединительной ветке между нынешним ставропольским вокзалом и вокзалом Туапсинки. Сейчас по мосту проходит подъездной путь к заводам на востоке города.

Дорога на юге города. Она проходит по бывшей железнодорожной насыпи и идет к Малому Немецкому мосту.

Водопропускная труба через речку Мамайку под дорогой на предыдущей фотографии.

Малый Немецкий мост на юге Ставрополя. Особенность мостов этого участка - кирпичные стены быков.
Протекавшая некогда под мостом речка Гремучка сейчас перегорожена плотиной пруда.

Разрушенный мост на Мамайских дачах.
Мост был постепенно повален в результате подмыва его фундамента. Куда исчез пролет этого моста, выяснить пока не удалось.

Второй мост на Мамайских дачах.
В настоящее время мост используется как автомобильный.

Выемка между балками речек Мамайка и 2-я Мамайка.
Вероятно, именно в этой выемке погиб утром 14 октября 1918 г. при выходе c разъезда Базный бронепоезд "Морская батарея No 2" (см. описание этого боя, сделанное его участником).

Мосты на северном склоне балки 2-ой Мамайки.

Немецкий мост. Этот и предыдущий мосты получили такие названия потому, что проектировали дорогу немецкие инженеры, а строили, по некоторым данным, австрийские и немецкие военнопленные. Мост стоит в лесу, потому его снять целиком нельзя. Высота его около 20 метров, выше крон деревьев.
Мост интересен тем, что весь построен из ставропольского ракушечника, почти без применения бетона.
Зачем были нужны стальные балки, куски которых торчат из опор моста, станет понятно, если посмотреть фотографии, как строился такой мост.
Смотрите также другие фотографии Немецкого моста.

Насыпь, идущая с Немецкого моста. На ней довольно утоптанная тропинка, так как прогулка к Немецкому мосту - одно из развлечений ставропольской молодежи. Правда, мост далеко, найти его нелегко, потому доходят до него немногие. Многие останавливаются около Малого Немецкого, и думают, что это и есть тот самый знаменитый Немецкий мост.

Ставропольский лес в окрестностях Туапсинки. Не всякий автомобиль теперь пройдет, проламываясь через завалы и низкие ветки, туда, где когда-то ходили поезда...

Мосты на участке между Немецким мостом и Демино. Мост слева стоит у выхода Туапсинки из выемки и из леса. Мост справа расположен у объездной дороги из Невинномысска на Старомарьевку и Астрахань. В настоящий момент в него упирается чей-то картофельный огород.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

< < < Назад, на участок Ставрополь - Старомарьевка     Дальше, на участок Демино - Татарка >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList