Татарский серпантин (Демино - Татарка)


Юго-западный склон Ставропольской горы в районе села Татарка очень крутой, и весь рассечен оврагами. Даже казаки, основавшие Татарку на рубеже 18 и 19 веков, вынуждены были разделить село на две части: верхнюю, у верхнего края склона в балке речки Татарки, и нижнюю, у его подножья. Вряд ли железнодорожная насыпь могла бы удержаться на таком склоне. Единственным выходом для строителей Туапсинки стало проложить дорогу по нижней, пологой части склона. Туапсинка была проведена через обе части села, а для пологого спуска на 40 метров, разделяющих две его части по высоте, была построена длинная петля серпантина по юго-восточному склону балки. Перед этим, восточнее Верхней Татарки, дорога входила в эту балку по глубокой выемке.

Верхняя часть петли была почти полностью разрушена в середине 90х годов при строительстве новой трассы на Ставрополь и Старомарьевку. При этом, однако, одна водопропускная труба Туапсинки, давно заброшенная, снова стала востребована по назначению - по ней прошел один из проездов автомобильной развязки.

Расположение на местности представленных ниже на фотографиях объектов можно увидеть на общей карте Туапсинки и на карте участка Татарка - Новокавказский.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.

Мост на насыпи между сел Демино и Татарка. Мост аналогичен по конструкции Малому Немецкому и многим другим на этой дороге. По железнодорожной насыпи сейчас частично проходит дорога между этими селами. В частности, и по этому мосту.

Дорога по железнодорожной насыпи между Демино и Татаркой.

Насыпь на том же участке. Снимок интересен также тем, что на нем показано знаменитое разнотравье Ставропольской возвышенности.

Колодцы дренажной системы западнее села Татарка.
Осушительные дренажные системы были возведены на всех потенциально подверженных оползням участках, и около всех крупных мостов. Служили они для осушения слоев песка, находящихся под верхним слоем глины. Намокание этих слоев является главной причиной оползней на Ставропольской возвышенности. Туннели выходили к ближайшим речкам.
Дренажные туннели у Немецкого моста породили массу слухов о якобы построенном там секретном бункере Гитлера.
В настоящий момент большинство дренажных систем Туапсинки сохранили работоспособность.

Водопропускные трубы через ручьи на южном склоне балки Татарки.
На правой фотографии в нижнем ряду вид изнутри трубы на левой фотографии.

Мост в селе Верхняя Татарка. Частично сохранилась только северная часть моста.
По-видимому, мост был разрушен при строительстве улицы на месте железной дороги, которая требовала более широкого проезда, чем мог обеспечит железнодорожный мост.

Мост у начала серпантина между верхней и нижней частями села Татарка.

На стыке времен и технологий.
Так случилось, что через 70 лет забвения эта водопропускная труба вновь неожиданно стала служить дороге, на этот раз автомобильной. В 1994 году при строительстве новейшей ставропольской автомагистрали на месте насыпи старой Туапсинки прошел один из боковых сьездов транспортной развязки под Татаркой.
Строители наших дней продлили древний водопропуск, и расписались в том самом месте, где сделанная ими бетонная стена уперлась в аккуратную кладку прадедов. Достойно ли прадедов такое продолжение? Узнаем через следующие 70 лет...

Мост через балку на петлевом участке дороги между верхней и нижней частями села Татарка.
Рядом проходит трасса Ставрополь - Невинномысск.
Любопытно, что примерно до 50х годов трасса шла ПОД этим мостом!

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

< < < Назад, на участок Ставрополь - Демино     Дальше, на участок Татарка - Новокавказский >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList