На склонах Ставропольской горы (Татарка - Верхнеегорлыкский)


Туапсинка на этом участке шла по крутому южному склону Ставропольской горы, который весь рассечен стекающими с горы ручьями и речками. Потому и насыпь почти вся состоит из небольших мостиков. Выходя из петли, дорога входила в Нижнюю Татарку, пересекала балку и речку по мосту, и далее спускалась вдоль нижней, пологой части склона Ставропольской горы в долину Егорлыка.
Западнее х. Новокавказский Туапсинка переходила через долину на северный склон Недреманного хребта.

Расположение на местности представленных ниже на фотографиях объектов можно увидеть на карте участка Татарка - Новокавказский.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.

Мост через речку Татарка в Нижней Татарке.
Во время Второй мировой войны пролет моста был взорван, и после восстановлен как автомобильный.
В настоящее время по мосту проходит одна из улиц села.

Водопропускные трубы и мостики через ручьи на южном склоне Ставропольской горы в районе села Татарка и х. Верхнеегорлыкский.
Многие трубы заплыли грунтом в результате оползней, которые часто происходят в этом районе.
Между первой и второй трубой во втором ряду расположен описанный выше мост через р. Татарку
Труба на первой фотографии в первом ряду в настоящее время разрушена оползнем.

Бетонный мост на южном склоне Ставропольской горы. К югу от моста не сохранилось даже следов насыпи. Такое состояние характерно для многих участков дороги с высокими насыпями на склонах. Возможно, это свидетельствует о просчетах при строительстве, а именно, недопустимо слабых насыпях. Возможно, строители дороги просто не успели выполнить до начала Гражданской войны необходимые работы по укреплению сооружений. А может быть, только нарождающиеся технологии тех лет не еще предусматривали таких работ.

Малый Новокавказский мост, расположенный перед Новокавказским восточнее х. Верхнеегорлыкский.
По конструкции он аналогичен предыдущему, но вдвое длиннее.
На переднем плане виден колодец дренажной системы моста.

Сколько бы проработали и какими бы стали эти мосты, отпусти им судьба такой шанс? Ответ на этот вопрос можно найти на Туапсинском участке Туапсинке, работающем и по сей день, где сохранились родные братья этих мостов, построенные по тому же проекту той же командой инженеров.

Панорама Туапсинки на юго-западном склоне Ставропольской горы. Конец лета и ранняя весна.
На переднем плане виден Малый Новокавказский мост. Вдали слева виден и сам Новокавказский мост.
На склонах видны также следы насыпи на участке дороги между мостами.

Туапсинка в долине Егорлыка. На переднем плане Новокавказский мост через речку Егорлык. В этом месте склоны Ставропольской горы ближе всего подходят к склонам Недреманного хребта, образуя ложбину, по которой течет Егорлык. А дорога по мосту и высоким в прошлом насыпям как бы "перепрыгивала" с одного склона на другой. Дорога на заднем плане идет по бывшей насыпи Туапсинки.

Новокавказский мост. По конструкции этот мост аналогичен Немецкому, но если с Немецкого ни один камень не упал, то этот развалился довольно сильно. То же самое можно сказать и о насыпях. Наверное, это потому, что тот стоит в лесу, а этот открыт всем ветрам, как раз там, где горы образуют узкий ветровой коридор с запада на восток. Возможно, что отсутствующий пролет был взорван еще в Гражданскую войну при борьбе с бронепоездами (см. подробнее об этом раздел о Гражданской войне на Туапсинке).
Но есть и другая, маловероятная версия: Мост и насыпи в действительности не были достроены. Эксплуатировалась другая ветвь дороги, пересекающая Егорлык чуть ниже по течению...
Это одна из загадок истории Туапсинки.
Смотрите также другие фотографии Новокавказского моста.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

<<< Назад, на участок Демино - Татарка     Дальше, на участок Верхнеегорлыкский - Тоннельный >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList