Спуск к Кубани (Тоннельный - Западный)


Пройдя перевал, Туапсинка переходила с северного склона хребта на южный, и далее по нему спускалась к Кубани, обходя с северо-востока многочисленные села и станицы на правом берегу реки. Практически у каждого крупного села на этом участке на Туапсинке была станция или остановочный пункт.

Южный склон хребта гораздо круче северного, потому строительство и содержание дороги здесь было особенно тяжело. Если в других местах строителям дороги удавалось избегать крутых склонов, пуская дорогу либо над, либо под ними по более пологим участкам, то здесь насыпи и мосты буквально цепляются за песок на тридцатиградусном уклоне. Не удивительно, что этот участок больше других пострадал от оползней, а водопропускные трубы почти заплыли грунтом. Однако надо отдать должное мастерству инженеров - за все эти годы ни один мост не сдвинулся со своего места!

Вокзалы и станционные постройки на этом участке представлены в разделе вокзалы Туапсинки.

Расположение на местности некоторых из представленных ниже на фотографиях объектов можно увидеть на карте Туапсинки и на более подробной карте участка Тоннельный - Веселый.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.

Первый мост на южном склоне Недреманного хребта. Он расположен сразу у выхода из перевальной выемки.
Как видно, время не пощадило его. Примерно то же самое грозит и многим другим мостам на этом участке, так как фундамент у них уже сильно оголен в результате эрозии грунта.

Следующий мост мост на южном склоне Недреманного хребта. Стоять ему также осталось, видимо, недолго.
По границам штукатурки на быках хорошо видно, что с момента постройки моста и сооружения насыпей значительная часть грунта была смыта вниз по склону, и оголился даже фундамент быков.

Выемка в повороте между балками и насыпь через балку.
Это, наверное, самый сложный в геологическом плане участок Туапсинки. Здесь крутой песчаный склон весь изрезан балками и оврагами, по которым быстро вымывается песчаный грунт. Туапсинка здесь, это чередующиеся выемки и высокие насыпи, на дне которых уже заплывшие грунтом водопропускные трубы. Грунт, вынимаемый из выемки при строительстве, очевидно, тут же сыпался в насыпь через ближайшую балку. Потому размеры выемок и насыпей часто пропорцианальны. Насыпь во многих балках сильно оплыла или размыта.

Одна из водопропускных труб на этом склоне.
Стена перед трубой, видимо, должна была предохранять трубу от заплывания наносимым водой грунтом.

Мост на склоне Армянской балки.

Армянская балка. Панорама Туапсинки.
Хорошо видна большая водопропускная труба под насыпью на дне балки. Правее трубы виден колодец дренажной системы.

Первая водопропускная труба западнее Армянской балки.
В этом месте имеется еще несколько аналогичных труб.

Первый мост западнее Армянской балки.

Второй мост западнее Армянской балки.

Одна из труб в районе станции Николаевская.

Николаевский мост.
Аналогичен по конструкции Немецкому и Новокавказскому мостам, но, в отличие от них, не имеет внешних каменных стен, а отлит целиком из бетона.
Смотрите также другие фотографии Николаевского моста.

Мост севернее х. Веселый.

Веселовский мост.
Возможно, это самый высокий мост на участке Ставрополь - Армавир. Так же как и Николаевский, этот мост отлит целиком из бетона, с изготовленными отдельно бетонными арками.
Смотрите также другие фотографии Веселовского моста.

Первый мост западнее х. Веселый.

Разрушенный мост в районе х. Державный.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

<<< Назад, на участок Верхнеегорлыкский - Тоннельный     Дальше, на участок Западный - Армавир >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList