Вокзалы участка Хадыженская - Туапсе


Этот участок Туапсинки расположен в горах. Во время второй мировой войны здесь шли ожесточенные бои. Видимо, именно по этой причине на станциях не уцелело ни одного вокзального здания. Вместо вокзалов Армавир - Туапсинской железной дороги в 40х - 50х годах были возведены совсем другие здания.

Старый и новый вокзалы Туапсе описаны в разделе Судьба двух "братьев-близнецов".

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.


Станция Хадыженская

Название станции происходит от станицы Хадыженская (сейчас г. Хадыженск), расположенной в месте впадения в Пшиш речки Хадажки. Однако станция и вокзал расположены не в самом Хадыженске, а в поселке Станционном, обязанным железнодорожной станции своим рождением.

Существует легенда, что по первоначальному проекту Туапсинка должна была пройти через Хадыженскую по берегам Пшиша. В центре станицы должен был быть построен вокзал. Однако хадыженцы категорически отказались продавать свои земли Армавир-Туапсинской дороге. В результате Туапсинка обошла станицу стороной, срезав излучину Пшиша по туннелю. А железнодорожная станция оказалась в 5 км от станицы.

Первое вокзальное здание было, по-видимому, разрушено в Великую Отечественную войну. Современное здание было построено на его фундаменте. Архитектура современного здания вокзала мало отличается от вокзала Туапсинки в Армавире. Оно также имеет абсолютно одинаковые фасады с путей и привокзальной площади. Армавирская горловина станции Хадыженская упирается в портал Хадыженского туннеля. На станции сохранились работающие прожекторные светофоры и паровозная колонка.

Весьма интересное здание явно западноевропейской архитектуры справа на фотографии первого Хадыженского вокзала. Почти в точности такие же здания сохранились в Ставрополе, на месте прохождения разобранного участка Туапсинки, и в селе Демино под Ставрополем! Очевидно, это была стандартная архитектура подсобных зданий на Армавир-Туапсинской железной дороге.

На фотографиях: Первое здание вокзала Хадыженска, современный вокзал, туапсинская горловина станции и входной светофор у портала Хадыженского туннеля.


Разъезд Куринский

Название разъезда происходит от названия станицы Куринской, расположенной в долине Пшиша. Вокзальное здание на фотографии построено, как видно, уже после 2 мировой войны. Очевидно, предыдущее здание, как и многие другие на Туапсинке, было разрушено в тяжелых боях, проходивших здесь.
Станция интересна тем, что на ней сохранился разворотный треугольник для паровозов!


Станция Навагинская

Эта станция, так же как и станица Навагинская, получила свое название от Навагинского пехотного полка, который основал в 1864 году здесь пост.
Железнодорожная станция расположена на крутом склоне ущелья р. Пшиш. Именно по этой причине вокзальное здание сделано двухэтажным, и выход на платформы осуществляется со второго этажа по пешеходному мосту. Судя по архитектуре, это здание могло быть первым вокзалом Навагинской. Сразу за туапсинской горловиной станции начинается мост через Пшиш, а за ним - портал Навагинского туннеля.

Заброшенное здание на фотографии справа также могло быть прежним вокзальным зданием или помещением для охраны моста и туннеля. На фотографии внизу - туапсинская горловина станции и выходные прожекторные светофоры.


Станция Пшиш

Эта станция находится в излучине Пшиша, в том самом месте, где Туапсинка дважды пересекает реку по высоким мостам, срезая, таким образом, петлю излучины. Во время сооружения железной дороги вокруг станции возник безымянный поселок строителей Туапсинки, названный впоследствии Октябрьский.
Вокзальный павильон на фотографии является послевоенным. По тому же проекту были построены еще несколько вокзалов Туапсинки на соседних станциях этого участка.


Станция Гойтх

Станция расположена в глубокой выемке на северном склоне Главного Кавказского хребта севернее Гойтхского перевала. Ее название в переводе с адыгейского языка означает по одной из версий "хребет с колючим кустарником". Колючие кусты ежевики с сочными ягодами и сейчас в большом количестве произрастают на насыпях Туапсинки и открытых участках склонов гор в этом районе.
Здание на фотографии начала века стояло у края выемки. В настоящий момент оно не существует, равно как и ведущая к нему с путей лестница. Автору сайта не удалось даже найти каких-либо следов этих сооружений.

Скульптурная композиция на платформе на самом деле является небольшим водопадом. Очевидно, после постройки станции горный ручей стал падать прямо на перрон, почему и был превращен в декоративный фонтан.


Станция Индюк

Станция расположена в долине речки Индюшка сразу после выхода из Петли. Название станции происходит от названия горы Индюк, расположенной в этом районе. Относительно происхождения названия горы есть много версий, но все они ищут корни этого слова в древних адыгских языках.
Армавирская горловина станции упирается в туапсинский портал Большого Петлевого туннеля.


Разъезд Греческий

Разъезд расположен в очень живописном месте: здесь долина Туапсинки сильно сужается, и для путей едва хватило места. Как видно на фото слева, местами обрыв в бурлящий водный поток начинается почти от краев шпал!

Само здание вокзала, как видно, не имеет архитектурной ценности. Туапсинка в долине Туапсе была практически полностью уничтожена немецкой авиацией в 1942-1943 годах, а потому с начала века сохранились лишь туалеты и путейские будки.


Станции в Туапсе

На представленных ниже фотографиях станции Туапсе Армавир-Туапсинской (слева) и Черноморской (справа) железных дорог. Станция Черноморской железной дороги в настоящий момент является единственной пассажирской станцией в городе (современный вокзал на фотографии построен в 1952 году).

Станция Армавир-Туапсинской дороги сейчас не существует, на ее место остался лишь подъездной путь в морской порт. Вокзальное здание, как 2 капли воды похожее на вокзал Туапсинки в Ставрополе, стало туапсинским автовокзалом. Подробнее об этих зданиях на странице Судьба двух братьев-близницов.

Другие станционные постройки
Эти 2 здания также были построены для ныне несуществующей станции Армавир-Туапсинской дороги. Это, с небольшими изменениями, те же здания, что сохранились в Ставрополе и в селе Демино на Ставрополье. Сейчас это магазинчики на главной улице Туапсе.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

 

<<< Назад, участок Армавир - Ганжа      
Вернуться в раздел Вокзалы Туапсинки
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList