Бронепоезда Туапсинки


Важную, иногда решающую (как, например, для участка Ставрополь - Армавир), роль в судьбе Ставрополь-Туапсинской железной дороги сыграла Гражданская война. На всем ее протяжении велись боевые действия, а узловые станции и важные объекты переходили из рук в руки. Главными участниками этих событий на железной дороге, безусловно, были бронепоезда.

В этом разделе описаны истории и судьбы конкретных бронепоездов, когда-либо действовавших на Туапсинке. Основным источником материала послужили отрывки из статей юнкера А.А. Власова о бронепоездах Добровольческой армии, опубликованных в 1969-1971 годах в журнале "Военная Быль" в Париже. Именно благодаря этому материалу удалось описать почти все бронепоезда добровольцев.

Бронепоезда Добровольческой армии всегда преобладали на Туапсинке, и Туапсинка является в этом отношении исключением среди других дорог, где у красных бронепоездов было всегда больше. Однако у Таманской армии, например, в 1918 году было на участке Армавир - Туапсе не менее двух бронепоездов, также активно принимавших участие в боевых действиях. Вероятно, после взятия таманцами Армавира 13 сентября и оставления 13 октября эти бронепоезда ушли на ветку Армавир - Невинномысская и впоследствии воевали на этом направлении. Но нельзя исключить, что некоторые бронепоезда красных пошли тогда дальше по Туапсинке, на Ставрополь.

Автор сайта пока, к сожалению, не располагает никакой информацией о бронепоездах Красной Армии, воевавших на этой железной дороге.

Ход Гражданской войны на Ставрополь-Туапсинской железной дороге описан в разделе "Гражданская война на Туапсинке".


"Дмитрий Донской" ( "Морская батарея No 2", "Морской" бронепоезд )

"...В Екатеринодаре было начато 11 августа формирование нового бронепоезда под названием "Морская батарея № 2" (впоследствии легкий бронепоезд "Дмитрий Донской"). Для боевой части были даны взятые у красных три угольные платформы, вооруженные четырьмя 75мм морскими орудиями и одним 47мм орудием, и один десантный вагон. Командиром "Морской батареи" был назначен капитан 2 ранга Марков. Личный состав "Морской батареи" был сформирован преимущественно из морских офицеров и офицеров авиации, которые обслуживали пулеметы.
Материальная часть была в плохом состоянии из-за небрежного отношения красных. Запас снарядов был очень ограничен, и можно было рассчитывать на пополнение его, лишь захватывая снаряды у противника. Гильзы приходилось перезаряжать по нескольку раз, и от этого происходили заклинения. Устранять же заклинения было трудно, ибо в Добровольческой армии не было в то время подвижных артиллерийских мастерских..."

Именно так была описана А.А. Власовым история создания этого бронепоезда. Во второй половине августа он принимал участие в наступлении на Армавир со стороны станции Кавказская. После взятия Армавира 3 - 4 сентября Добровольческой армией, "Морская батарея" приняла вместе с бронепоездом "Офицер" участие в налете на станцию "Коноково" 5 сентября. А уже 6 сентября бронепоезд впервые пришел на Туапсинку, на станцию Андрее-Дмитриевская участка Армавир - Туапсе для обороны Армавира от наступающей с запада Таманской Армии.

Когда 13 сентября Таманская армия вошла в Армавир, "резерв"1 "Морской батареи" был отведен по Туапсинке в Ставрополь, а сам бронепоезд в течение следующих полутора месяцев с боями отходил к Ставрополю, сдерживая наступление таманцев.
Командиром был назначен старший лейтенант Макаров, а боевой состав был усилен бронеплощадкой с морским 100 мм орудием.

14 октября в бою у разъезда Базный "Морской" бронепоезд попал в засаду, сошел с рельс и был покинут командой. Макаров был смертельно ранен (см. описание этого боя). Позже бронепоезд был отбит войсками генерала Врангеля у красных на вокзале в Ставрополе.

В дальнейшем Морской бронепоезд под командованием полковника Маралина воевал в Черноземье и на Украине, где и получил имя "Дмитрий Донской". В сентябре 1919 года бронепоезд находился под Курском. В ноябре 1919 года, "Дмитрий Донской", действовавший тогда на линии Харьков - Севастополь, получил 3 новые бронеплощадки системы Голяховского с 3 дм орудиями во вращающихся башнях и пулеметную площадку.

Бронепоезд "Дмитрий Донской" прошел Гражданскую войну до самого конца, и был оставлен в Керчи, в ноябре 1920 года при эвакуации последних белых частей.

Однако и старая боевая часть "Дмитрия Донского" не была отставлена, и даже пережила новый состав. Выработавшая свой ресурс по орудийным стволам и ходовой части и ранее списанная бронеплощадка "Дмитрия Донского" вошла в состав спешно созданного при отступлении в начале 1920 года бронепоезда "За Русь Святую" и закончила свой боевой путь под Новороссийском 13 марта 1920 года.

Команда бронепоезда "Дмитрий Донской". Курск, сентябрь 1919 года.


"Единая Россия" ( "Батарея дальнего боя", "5-ый Бронированный поезд" )

Бронепоезд "Батарея дальнего боя" был сформирован из бронеплощадок, захваченных у красных 1 июля 1918 г. на ст. Тихорецкая. Это был первый тяжелый бронепоезд Добровольческой армии. "Батарея" была вооружена двумя 105 мм орудиями, одним 120 мм орудием Кане, одним 47 мм орудием системы Гочкис и 3 пулеметами. Командиром бронепоезда был назначен полковник Скопин.

В июле 1918 года бронепоезд принял участие в наступлении из Тихорецкой на станции Сосыка и Кущевка. В частности, в бою у станции Кисляковка "Батарея" уничтожила артиллерийским огнем бронепоезд красных.

Впоследствии, после взятия Кавказской "Батарея дальнего боя" перешла в Ставрополь, и совместно с "Легким бронепоездом No 2" приняла участие в наступлении на Армавир по Туапсинке. В конце августа у станции Державная на участке Ставрополь - Армавир был убит механик бронепоезда, и ранены командир и 2 офицера. Во временное командование "Батареей" вступил полковник Левиков, командовавший бронепоездом до второй половины октября, когда Скопин вернулся на фронт.

С 7 сентября 1918 года бронепоезд стал именоваться как "5-ый Бронированный поезд", а через 2 месяца, получил свое окончательное имя "Единая Россия". О действиях бронепоезда в последующий месяц пока ничего не известно.

После взятия Армавира Таманской армией 13 сентября 1918 года "Единая Россия" перешла на ветку Армавир - Кавказская, где приняла участие в повторном штурме Армавира. После взятия города бронепоезд опять перешел на ветку Ставрополь - Армавир, где поддерживал наступление войск генерала Врангеля на Ставрополь. Однако в штурме Ставрополя бронепоезд участие не принял, несмотря на тяжелые бои 17 октября, в которых его тяжелые дальнобойные орудия были просто незаменимы. Возможно, этому помешало трудно восстановимое разрушение пути (подробнее см. "Загадки Новокавказского моста"). Так или иначе, но в разгар боев за Ставрополь, 27 октября "Единая Россия" вместе с "1-ым Бронированным поездом" уже действовали на линии Армавир - Невинномысская.

В начале 1919 года бронепоезд "Единая Россия" действовал в Донецком бассейне. К тому времени в состав бронепоезда входили 2 бронеплощадки с 152 мм и 102 мм орудиями, и одна пулеметная бронеплощадка. 28 февраля 1919 г. у ст. Баронская бронепоезд "Единая Россия" спас 1-й батальон Марковского полка и отогнал два красных бронепоезда, а затем перенес огонь на красную пехоту, заставив ее отступить. В феврале 1919 года полковника Скопина на посту командующего сменил полковник Карпинский.

С начала июля 1919 года "Единая Россия" вела бои под Царицыном. Среди непосредственных противников бронепоезда были 2 военные флотилии красных.

В ночь на 20 сентября 1919 г. "Единая Россия" совместно с бронепоездом "Офицер" внезапно ворвались на станцию Курск и захватили городской вокзал, после чего Курск был взят Добровольческой армией.

12 ноября 1919 г. "Единая Россия" ушла на ремонт в Донбасс на ст. Енакиевка. 10 декабря бронепоезд ушел из Енакиевки для продолжения ремонта в Новороссийск на завод "Судосталь".

Боевая часть бронепоезда была оставлена в Новороссийске в марте 1920 года. Однако впоследствии имя "Единая Россия" получил другой тяжелый бронепоезд, сформированный в том же марте 1920 года в Крыму. Можно предположить, на нем воевала команда "Единой России", переправившись в Крым из Новороссийска. Возможно также, что в Крым были перевезены морем также орудия, или даже бронеплощадки "Единой России", впоследствии установленные на новый бронепоезд в Крыму.

Вновь созданный бронепоезд воевал в Крыму вплоть до конца октября 1920 года. 1 ноября перед уходом последних добровольцев за рубеж бронепоезд был уничтожен лобовым столкновением с бронепоездом "Георгий Победоносец".

Тяжелый бронепоезд "Единая Россия". 1919 г.


"Вперед за Родину"

Этот бронепоезд также был образован из бронеплощадок, отбитых у красных на ст. Тихорецкая 1 июля 1918 года. В его состав вошли площадка с 75 мм орудием, площадка с 3 дм орудием и пулеметная площадка. Командиром стал капитан Высевко. Какое название получил этот бронесостав при образовании, неизвестно. Имя "Вперед за Родину" было присвоено ему лишь в ноябре 1918 года.

В июле 1918 года бронепоезд принимал участие в наступлении дивизии генерала Дроздовского на Екатеринодар. 1 августа 1918 г. За 2 дня до взятия Екатеринодара был убит в бою у разъезда Лорис капитан Высевко и в командование бронепоездом вступил подполковник Григорьев.

Во второй половине августа бронепоезд принимал участие в наступлении на Армавир со стороны станции Кавказская. В бою на станции Отрада-Кубанская 1 сентября бронепоезд лишился двух бронеплощадок (орудийной и пулеметной) и был отправлен в Екатеринодар для получения новых.

На фронт после ремонта "Вперед за Родину" вернулся только 14 сентября в составе одной орудийной (3 дм орудие) и двух пулеметных бронеплощадок. Он приступил к выполнению той же самой задачи, что и перед ремонтом - к штурму Армавира со стороны Кавказской, который за это время уже успел побывать в руках добровольцев, но был снова занят Таманской армией.

Вскоре бронепоезд получил также бронеплощадку с 75 мм орудием во вращающейся башне. В таком составе он участвовал в боях за Армавир 2 октября 1918 года. В том бою бронепоезд израсходовал все снаряды, но не ушел с позиции, чтобы поддержать своим присутствием моральный дух остальных войск, и был эвакуирован только после того, как снарядом батареи красных был разрушен котел бронепаровоза и бронепоезд потерял ход. В том же бою был смертельно ранен подполковник Григорьев, и командование принял полковник Кельберер.

После взятия Армавира Добровольческой армией бронепоезд был переброшен на линию Ставрополь - Кавказская для поддержки наступления на Ставрополь. 14 октября он прибыл на станцию Рыздвяная. Командиром был назначен полковник Гадд. Бронепоезд принял участие в боях за Ставрополь и село Михайловское (г. Михайловск).

После взятия Ставрополя и оттеснения красных на восток, бронепоезд "Вперед за Родину" опять попал на Туапсинку, на участок Ставрополь - Петровское (Светлоград), где действовал с 13 по 16 ноября. 17 ноября, возвращаясь вечером в Ставрополь для пополнения запасов воды и топлива, бронепоезд наскочил на перегоне на карьерную стрелку, переведенную в результате диверсии в поле. Весь боевой состав сошел с рельс и был сильно поврежден. После этого бронепоезд был отправлен на ремонт на станцию Тихорецкая.

О действиях этого бронепоезда в 1919 году пока ничего не известно.

В начале 1920 года бронепоезд "Вперед за Родину" вновь находился на участке Армавир - Туапсе ведя боевые действия с группировкой так называемых "зеленых". По прибытии бронепоезда "Генерал Корнилов", "Вперед за Родину" был отправлен на станцию Крымская, однако в момент его прибытия в Армавир 26 февраля станция Кавказская была занята красными. Таким образом, путь на Крымскую был перерезан и бронепоезд остался на Туапсинке.

С 4 марта 1920 года бронепоезд "Вперед за Родину", во главе колонны бронепоездов участвовал в успешном прорыве Добровольческой армией обороны "зеленых", разбирая завалы в туннелях. В составе той же колонны шли также бронепоезда "Степной", "Генерал Корнилов", "Генерал Дроздовский", "Атаманец" и "3-я Батарея морской тяжелой артиллерии".

К 10 марта колонна бронепоездов прибыла в Туапсе. В дальнейшем Туапсинская группа бронепоездов, куда вошел также и "Вперед за Родину", обороняла Туапсе от наступающих из Армавира красных.

Последний бой "Вперед за Родину" принял 24 марта 1920 года на Туапсинке у станции Гойтх. После этого с бронепоезда были сняты 2 орудия и башни с бронеплощадок и погружены на пароход, куда перешла и часть команды бронепоезда. Оставшаяся часть состава еще 25 марта обороняла Туапсе, после чего площадки бронепоезда "Вперед за Родину", как и площадки остальных бронепоездов, были сброшены в море. Личный состав бронепоезда после эвакуации в Крым вошел в команду бронепоезда "Севастополец".


"Генерал Алексеев" ( "1-ый Бронированный поезд" )

Также как "Единая Россия" и "Вперед за Родину", этот бронепоезд, первоначально получивший название "1 Бронированный поезд", был образован из бронеплощадок, захваченных у красных на станции Тихорецкая 1 июля 1918 года. Он состоял из одной бронеплощадки с 3 дм орудием образца 1900 г. на лафете и одной пулеметной площадки. Командиром бронепоезда был назначен полковник Стремоухов.

Бронепоезд в паре с "Батареей дальнего боя" принимал участие в наступлении от Тихорецкой на станции Сосыка и Кущевка, а затем участвовал в боях за Армавир в конце августа - начале сентября 1918 года. После взятия Армавира, бронепоезд был направлен на участок Армавир - Туапсе, где 6 сентября при ночном налете на станцию Курганная столкнулся с "Морским" бронепоездом. Из-за поврежденного пути состав не смог вернуться, и был захвачен красными (см. описание этого боя).

В конце сентября "1-ый Бронированный поезд" получил новую боевую часть взамен утраченной, и был направлен на станцию Торговая на линии Царицын - Тихорецкая. Теперь он состоял из бронеплощадок с 3 дм орудиями образца 1895 и 1902 годов, позволявшими круговой обстрел, и одной пулеметной бронеплощадки. Командиром "1-го Бронированного поезда" был назначен полковник Зеленецкий.

Впоследствии он участвовал вместе с тяжелым бронепоездом "Единая Россия" в наступлении на Ставрополь по Туапсинке от Армавира во второй половине октября 1918 года. Однако до Ставрополя он не дошел, а был, также как и "Единая Россия", переброшен на ветку Армавир - Невинномысская.

Имя "Генерал Алексеев" бронепоезд получил в январе 1919 года. В феврале 1919 года командиром "Генерала Алексеева" стал полковник Шамов. О его действиях в 1919 году пока ничего не известно. В 1920 году бронепоезд снова попал на Кубань. В марте его команда состояла из 70 человек, и была эвакуирована в Крым. Боевой состав, по-видимому, был оставлен под Новороссийском, или сброшен в море в Туапсе.


"Офицер"

После взятия 3 августа 1918 года Добровольческой армией Екатеринодара, отступающей к Новороссийску Красной Армией был взорван мост через Кубань, и бронепоезда белых не могли принять участие в преследовании противника. Таким образом, из бронеплощадок, оставленных красными на левом берегу Кубани, 7 августа было начато срочное формирование нового легкого бронепоезда, получившего впоследствии название "Офицер". Первоначально он состоял из одной открытой платформы с 3 дм орудием образца 1900 г. и двух пулеметных бронеплощадок. Командиром был назначен капитан Харьковцев.

Через 2 дня, 9 августа, в первом своем бою у станции Абинская бронепоезд отбил для себя еще одну закрытую площадку с малокалиберными орудиями, куда и было перенесено 3 дм орудие с открытой платформы.
Еще через 2 дня бронепоездом на станции Тоннельная был уничтожен при переезде в Новороссийск штаб Красной Армии, а еще через 2 дня он первым вошел в Новороссийск, где было захвачено еще 2 красных бронепоезда.
Имя "Офицер", бронепоезду было присвоено 16 августа 1918 года (по другим данным в ноябре 1918 г.).

В конце августа - начале сентября бронепоезд принял участие в штурме Армавира со стороны Кавказской. В бою у станции Гулькевичи на поврежденном пути сошла с рельс пулеметная площадка. Однако бронепоезду и тут повезло. Удалось с боем отойти на 2 версты, волоча площадку по шпалам, а затем поставить ее на рельсы.

После взятия Армавира 3 - 4 сентября "Офицер" продолжил бои на направлении Армавир - Невинномысская вместе с "Морским" бронепоездом. 8 сентября в бою у села Успенское был тяжело ранен капитан Харьковцев. Командование бронепоездом принял поручик Хмелевский.

10 сентября взамен погибшего "1-го Бронированного поезда" "Офицер" перешел на более важное в то время направление Армавир - Туапсе, где вместе с "Морским" бронепоездом сдерживал наступление Таманской армии. После оставления белыми Армавира 13 сентября "Офицер" ушел на ветку Кавказская - Армавир, где действовал до 17 сентября. Затем бронепоезд был отправлен в Новороссийск для ремонта.

Из ремонта "Офицер" вышел в конце октября 1918 года в составе двух пулеметных бронеплощадок и десантного вагона. Его командиром был назначен полковник Ионин. Бронепоезд был направлен на ветку Ставрополь - Кавказская, где принял участие в боях за Ставрополь на этом направлении.

31 октября в бою на станции Палагиада на бронепаровозе была пробита паропроводная труба, и давление пара в котле паровоза стало быстро падать. "Офицер" едва успел отойти со станции в сторону Рыздвяной.

Куда пошел бронепоезд после взятия Ставрополя, и о его действиях в 1919 году информации пока немного. 30 марта 1919 года в бою у станции Хацепетовка бронепоезд "Офицер" захватил красный "2-ой Сибирский бронированный поезд", названный в Добровольческой армии в благодарность за свое появление именем "Слава Офицеру".

В ночь на 20 сентября 1919 г. "Офицер" совместно с "Единой Россией" внезапно захватили станцию Курск и городской вокзал, после чего город был спешно оставлен красными. В октябре 1919 г. "Офицер" участвовал в штурме Орла совместно с тяжелым бронепоездом "Иоанн Калита". В это время на бронепоезде были установлены 3 трехдюймовые (76 мм) пушки. взятие Орла было время наибольшего успеха армии Деникина, и одновременно перелом в ходе Гражданской войны. Впоследствии "Офицер" вместе со всей армией с боями постепенно отходил на Кубань.

До 27 февраля 1920 года бронепоезд "Офицер" находился в Екатеринодаре для охраны Ставки и поезда Главнокомандующего. 28 февраля он ушел вместе со Ставкой в Новороссийск, где и был оставлен при эвакуации в Крым. В марте команда бронепоезда состояла из 48 офицеров и 67 солдат.

Позже другой бронепоезд с именем "Офицер" был сформирован в Крыму на базе бронепоезда "Слава Кубани". Участвовали ли в его формировании личный состав и вооружение "Офицера", оставленного под Новороссийском, не известно. Последнее найденное пока упоминание об этом бронепоезде относится к боям октября 1920 года.

Бронепоезд "Офицер" и команда бронепоезда. Ростов-на-Дону, 1919 г.


"Генерал Корнилов" ( "Легкий бронепоезд No 2" или "2-ой Бронированный поезд" )

"Легкий бронепоезд No 2" был сформирован 27 июля 1918 года. В состав бронепоезда вошли 2 орудийные площадки с 3 дм орудием образца 1900 г. и 47 мм орудием системы Гочкис, а также пулеметная площадка. Командиром бронепоезда стал полковник Громыко.

Боевое крещение "Легкий бронепоезд No 2" получил 4 августа в боях у Ставрополя, где было остановлено наступление красных. Именно тогда этот бронепоезд впервые пришел на Туапсинку.
Во второй половине августа - начале сентября 1918 г. он вместе с бронепоездом "Единая Россия" принимал участие в наступлении на Армавир на участке Ставрополь - Армавир.

После взятия Армавира Таманской армией, "Второй легкий" отошел из города в направлении Кавказской, и совместно с "Единой Россией" принял участие в штурме Армавира Добровольческой армией 13 октября. В этом бою бронепоезд получил прямое попадание снаряда в орудийную площадку и впоследствии, вероятно, отбыл на ремонт, так как в последовавшем наступлении на Ставрополь вместо него "легким напарником" "Единой России" стал "1 Бронированный поезд".

О боевом пути этого бронепоезда в 1919 году мало что известно. В июле 1919 г. он входил в армию Юденича и действовал на Северном фронте, где принял участие в артиллерийской дуэли с красным бронепоездом "Имени Володарского" у города Копорье. В октябре 1919 года "Генерал Корнилов" участвовал в штурме Орла, действуя на железной дороге Малмыжи - Новосиль. Автору сайта пока не известно, где и когда именно бронепоезд получил имя "Генерал Корнилов".

Около 20 февраля 1920 года бронепоезд "Генерал Корнилов" был снова направлен на Туапсинку, на участок Армавир - Туапсе для борьбы с так называемыми "зелеными" и надвигавшимися с востока красными. В дальнейшем этот бронепоезд разделил судьбу бронепоезда "Вперед за Родину", а также еще нескольких других, пройдя с боями до Туапсе, а затем обороняя этот город.

25 марта 1920 года бронеплощадки "Генерала Корнилова" были сброшены в море в Туапсе. По другим данным бронепоезд был оставлен у станции Гойтх. Последним командиром "Генерала Корнилова" был капитан Прокопович.


"Гром победы"

Об этом бронепоезде почти ничего пока не известно. Вероятно, он был построен и действовал на Кавказе. В конце октября 1919 года "Гром победы" участвовал в боях под Орлом и Курском, и входил в 9 бронепоездной дивизион.

В марте 1920 г. бронепоезд "Гром Победы" прошел в одной колонне с бронепоездами "Вперед за Родину", "Генерал Корнилов" и другими до Туапсе. Почти вся его боевая часть была оставлен 23 марта 1920 г. на станции Гойтх.
После оставления Туапсе бронепоезд в составе одной бронеплощадки прикрывал отход остатков Добровольческой армии на Сочи по берегу моря. Бронеплощадки остальных бронепоездов уже были сброшены в море в Туапсе.

Свой последний бой "Гром победы" принял 2 апреля 1920 года у станции Лоо. Дальше железнодорожный путь еще не был достроен, и последний бронепоезд Туапсинки там был оставлен.


Бронепоезда Великой Отечественной войны

Считается, что в 30х годах XX века быстрое совершенствование танков поставило крест на бронепоездах, как на основной ударной силе на полях сражений. Некогда грозному оружию во Второй Мировой войне достались лишь второстепенные роли по охране и патрулированию железных дорог. Однако и здесь были исключения. Например в горах, где железная дорога и прилегающее к ней шоссе часто являются одним из немногих, если не единственным маршрутом по которому возможно наступление и продвижение тяжелой техники. В такой ситуации проложенный сквозь горы рельсовый путь обычно гораздо прямее идущего рядом серпантина горного шоссе, а действующий на нем бронепоезд не только обладает, таким образом, гораздо лучшей подвижностью, но и полностью контролирует долины и перевалы, по которым проходит этот маршрут.

Именно таким маршрутом стала Туапсинка в конце 1942 года, когда к Туапсе прорывалась немецкая 17 армия, усиленная горно-пехотными частями. В результате длительной и упорной обороны советских войск с сентября 1942 по январь 1943 годов немцы так и не смогли перейти Главный Кавказский хребет и овладеть Туапсе. Одной из малоизвестных страниц этой операции является участие в ней советского бронепоезда, действовавшего на Туапсинке в этот период. Вот как описывает один из его боев легендарный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель, по оценкам многих историков, лучший пилот Второй Мировой войны.

...Битва за железнодорожную станцию. Советский бронепоезд выпускает тяжелые снаряды по нашей немногочисленной атакующей цепи. Этот бронепоезд ведет бой умело. Он извергает огонь и затем, как дракон, уползает в свое логово. Это логово - горный тоннель неподалеку от Туапсе. Если мы поднимаемся в воздух, то он, завидев наше приближение, несется назад в тоннель, и мы только видим его хвост. Однажды мы застали его дремлющего, врасплох, точнее, почти застали. Мы уже "подкрались" к нему, но в последнюю минуту его, должно быть, предупредили. Он получил попадание, но ущерб не может быть серьезным, через пару дней его починили, и появляется снова. Но теперь этот стальной монстр чрезвычайно осторожен, мы никогда его больше не видим. Тогда мы принимаем следующее решение: если мы не можем подойти к этому поезду ближе, мы нанесем смертельный удар по его ангелу-хранителю. Мы блокируем выход из тоннеля с помощью специальной бомбы, предотвращая его появление, и даем нашим товарищам на земле, хотя бы на время, так нужную им передышку. "Давать и брать - в этом заключается философия жизни", говорит мой бортстрелок с ухмылкой...

К сожалению, кроме этих воспоминаний немецкого летчика автору сайта пока ничего не известно о боевом пути этого бронепоезда, Стального Дракона, так и не подпустившего немцев к своему укрытию - Гойтхскому туннелю Туапсинки. Нам не известно даже имя этой боевой машины. Однако можно сделать несколько предположений о его судьбе.

У советских воинских частей, оборонявших Туапсе, не было тяжелой бронированной техники, как танки или бронетранспортеры. Несамоходная артиллерия была единственным имевшимся тяжелым вооружением. Однако в Туапсе к тому времени имелось немало машиностроительных, судоремонтных и железнодорожных предприятий.

Годом раньше, в октябре 1941 похожая ситуация сложилась в Крыму после прорыва немецких войск через Перекопский перешеек. У оборонявших полуостров севастопольских матросов бронетехники также не было, и наладить на предприятиях города производство такой высокотехнологичной машины, как танк, было невозможно. Тогда-то и вспомнили о бронепоездах, постройка которых была вполне возможна на судоремонтных заводах и в железнодорожных мастерских. Построенные в кратчайшие сроки бронированные составы приняли участие в обороне Севастополя. Причем, последний и самый знаменитый из них, "Железняков", использовал ту же, описанную выше, тактику: прятался в горном туннеле при налетах вражеской авиации.

Логично предположить, что в Туапсе в сходной ситуации так же был построен бронепоезд, который и принял участие в обороне Гойтхского перевала, а так же, возможно, действовал севернее, в долине Пшиша, препятствуя продвижению немцев к перевалу вдоль реки. Как сложилась его судьба дальше, после описываемых немецким летчиком событий, так же не известно. В отличие от Гражданской войны, которую большинство крепостей на колесах прошли от начала до конца, переходя даже иногда из рук в руки, век бронепоезда Великой Отечественной обычно был недолог. Вполне возможно, что Туапсинский бронепоезд, как и большинство других, погиб под бомбами, или разделил судьбу "Железнякова", погребенного в земле при обрушении своего туннеля-укрытия от бомб немецкой авиации. Известно, что в результате длительных бомбежек, Гойтхский туннель был наглухо завален в трех местах, а станция Гойтх, которую оборонял бронепоезд, полностью стерта с лица земли. Однако немцам так и не удалось перейти начинавшийся за станцией перевал, и дойти до другого конца "логова" Стального Дракона, действия которого, безусловно, сыграли не последнюю роль в успехе Туапсинской оборонительной операции.

Автор сайта будет благодарен за любые сведениям об этом бронепоезде, или о других бронепоездах, действовавших на Туапсинке в Великую Отечественную. Если Вы что-нибудь знаете об этом, сообщите нам!

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList