Вокзалы участка Армавир - Кабардинская


Здания вокзалов на этом участке Туапсинки, судя по характерной архитектуре, были, в основном, построены в конце 40х - начале 50х. Прежние здания, построенные в начале века, скорее всего, были разрушены во время Второй мировой войны. Возможно, при постройке некоторых зданий были использованы фундаменты, и даже стены прежних вокзалов.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.


Армавир-Туапсинский (Армавир-2)

Это был первый вокзал Туапсинки, хотя современное его здание было построено, скорее всего, после войны. Любопытно, что оно полностью симметрично - с путей выглядит точно так же, как и с привокзальной площади. Здание содержится в хорошем состоянии.
По сравнению со станцией Владикавказской дороги (Армавир-1), на вокзале Туапсинки тихо, мало народу, и можно купить любые билеты без очереди и суеты.
Кирпичная водонапорная башня, по-видимому, является ровесницей самой дороги.


Станция Андреедмитриевка

Первая промежуточная станция участка Армавир - Туапсе. Здание вокзала имеет послевоенную архитектуру. По тому же проекту построены еще несколько вокзалов на этом участке Туапсинки. В центральном зале каждого из них сохранилось 4 печи дровяного отопления. Вероятно, все эти здания - перестроенные здания другого, дореволюционного проекта.

Станция Андреедмитриевка оборудована ставшими редкостью в наше время прожекторными светофорами. Впрочем, и здесь жить этой исторической технике осталось недолго. На фотографии справа видны современные линзовые светофоры, которые скоро должны заменить прожекторные.


Станция Курганная

Это узловая станция. Отсюда на юг по долине реки Лаба отходит еще одна ветка Туапсинки: Курганная - Лабинск - Шедок.


Станция Дондуковская

Архитектура этого вокзала выделяется среди других вокзальных зданий этого участка. Сложно сказать, является ли оно первым вокзальным зданием на этой станции.


Станция Гиагинская

Название станции происходит от речки Гиага, вблизи которой была построена сначала станица Гиагинская, а затем и станция.
Как и в начале века, основное назначение этой станции - погрузка зерновых на элеваторе.
Современное здание вокзала построено по тому же проекту, что и вокзал в Андреедмитриевке


Станция Белореченская

Станция расположена в г. Белореченске. Ее название, также как и название города (ранее станицы Белореченская), происходит от протекающей через город реки Белая.
Это единственная в России станция стыкования железных дорог с тремя родами электрификации: на переменном токе (Армавир - Белореченская), на постоянном токе (Белореченская - Туапсе - Сочи) и участок двухсистемной электрификации Белореченская - Майкоп, в контактную сеть которого может подаваться как переменный, так и постоянный ток. Ветка на Майкоп сделана двухсистемной, так как является испытательным полигоном ВНИИЖТ, на котором проводятся скоростные испытания нового подвижного состава для России.
Современное здание вокзала Белореченска было построено в 1949 году. Как видно на фото справа, на станции продолжает сохраняться инфраструктура для движения паровозов ретропоездов.


Станция Пшехская

Название станции и станицы, в которой она расположена, происходит от реки Пшеха.
Эта станция была одной из первых электрифицированных на Туапсинке в 1957 году. Вокзал построен по тому же проекту, что и вокзалы станций Андреедмитриевка и Гиагинская


Станция Ганжа (Комсомольская)

Так же как и для предыдущих станций, название этой станции происходит от пересекаемой Туапсинкой в этом районе речки - Ганжа.
Название Комсомольская станция получила позже, в честь комсомольцев, построивших в 20х годах от этой станции железнодорожную ветку до Апшеронской и Нефтегорской для вывоза леса.
Позже, силами заключенных ГУЛАГ в продолжение этой железной дороги были построены узкоколейные ветки вдоль реки Пшеха до пос. Отдаленный, и по Гуамскому ущелью до станицы Темнолесской. Эти узкоколейки и сейчас являются единственной связью с внешним миром для многих населенных пунктов. Кроме того, немного в России можно найти настолько красивых узкоколейных железных дорог.

Здание станции Ганжа (Комсомольская) имеет статус памятника архитектуры Краснодарского края.
На нижнем фото слева туапсинская горловина станции. Пути, уходящие прямо, идут в Туапсе. Путь налево - в Апшеронск. На правой фотографии вид на станцию со стороны Апшеронской ветки.


Станция Тверская

Это вторая станция на западном участке Туапсинки, где сохранилось вокзальное здание начала века. Очевидно Вторая мировая война обошла эту относительно равнинную часть железной дороги стороной, равно как и основные автомобильные дороги в этом районе, по которым, в основном, и шло передвижение войск. По-видимому, именно благодаря этому здесь сохранились оригинальные вокзальные здания.

Здание имеет довольно красивое крыльцо в стиле помещичьих усадьб, что необычно для станционных зданий (видно на левом фото). На фото справа еще одна историческая достопримечательность станции - прожекторные светофоры.


Станция Николенково

В отличие от других раздельных пунктов, название этой станции не связано ни с близлежащей станицей (Лесогорская), ни с пересекаемой речкой, ни с каким иным топонимом этой местности. По-видимому, станция была названа именем Я. Ф. Николенко, крупного промышленника и одного из крупнейших акционеров Армавир-Туапсинской дороги. Вообще, традиция называть станции именами вождей и начальников существовала в России задолго до прихода к власти большевиков. До революции на железных дорогах было немало станций и разъездов, названных, например, именами помещиков, чья земля отчуждалась под железную дорогу.

Как видно, этот вокзальчик также почти не пострадал в годы войны. Здание выполнено по тому же проекту, что и станция Ханская Майкопской ветви, а также станция Кугуты Восточной Туапсинки (участок Ставрополь - Светлоград).

На фото справа - путейская будка в горловине станции, также по типового "Туапсинского" проекта. Такие будки сохранились по всей Туапсинке от Петровского (Светлограда) до Туапсе. Например, у станции Ставрополь.


Станция Кабардинская

Вокзальное здание имеет более современный дизайн, чем на предыдущих, хотя и сохранило классическую планировку. Скорее всего, оно было разрушено в войну, а после возведено заново на прежнем фундаменте.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

 

<<< Назад, участок Ставрополь - Армавир     Дальше, участок Хадыженская - Туапсе >>>
Вернуться в раздел Вокзалы Туапсинки
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList