Вокзалы и станции разрушенного участка Туапсинки


По-разному сложилась судьба станционных зданий Туапсинке на участке Старомарьевская - Ставрополь - Армавир после его закрытия. Те, из них, что оказались внутри населенных пунктов, стали использоваться по другому назначению и в большинстве своем сохранились до наших дней. Другие, построенные в чистом поле, были разобраны на стройматериалы. Местоположение некоторых станций до сих пор неизвестно, а для найденных станций и остановочных пунктов мы до сих пор точно не знаем их названий, и можем лишь обсуждать разные версии.

Ниже описаны и перечислены найденные и еще не найденные станции этого участка.
Судьбы вокзала станции Ставрополь-Туапсинский (Ставрополь-2) и старого вокзала в Туапсе описаны в разделе Судьба двух "братьев-близнецов".
Станция Николаевская и ее сооружения также подробно описаны на отдельной странице.

Чтобы увидеть фотографию полностью, крупным планом или с лучшим разрешением, кликните на ней мышкой.


Станция Ставрополь

Это полузаброшенное здание на улице Объездная когда-то было вокзалом Ставрополь-Туапсинский, или Ставрополь-2. Вокзал в Туапсе - его зеркальная копия. Подробнее об этом на странице Судьба двух братьев-близницов.

Пост дежурного по станции
Это здание стояло у южной горловины станции. По-видимому, в нем находились стрелочники, и из него переключался входной семафор со стороны Армавира.
Сейчас это пристройка к частному дому на ул. Ленина.

Архитектура этой будки, а также двух следующих станций была стандартна для всей Туапсинки. В ней угадывается необычный для этих мест западноевропейский стиль. Сохранилась фотография точно такой же будки у переезда на 211 км участка Армавир - Туапсе, а так же фотография здания на станции Хадыженская участка Армавир - Туапсе (самый правый дом на снимке), почти полностью повторяющего здания станций Туапсинки в окрестностях Ставрополя (см. фотографии ниже). В этом же стиле был построен, в частности, вокзал в Петровском (Светлограде), и многие другие не дошедшие до нас здания и сооружения этой железной дороги.


Здание на Мамайке

Это здание расположено на юге Ставрополя, на северном склоне балки Мамайки перед Малым Немецким мостом. Возможно, что в действительности эта постройка не являлась вокзалом, а была базой путейцев, однако построена она по тому же проекту, что и некоторые другие станции и здания на этой дороги в стандартном для Армавиро-Туапсинской дороги стиле (см. комментарий к фотографии выше).
В настоящий момент здание является церковью ("домом молитвы") одной из христианских сект.

Так выглядит это здание сейчас.

Чугунная табличка на восточной стене здания станции (она видна также выше на правой фотографии, справа от правого окна). На табличке написано "Точная нивеллировка" (орфография оригинала).
По информации работников Ставропольского Краеведческого музея, табличка была поставлена в начале века страховым обществом "Саламандра" в знак того, что здание застраховано от пожара. АО инженера Перцова (АО Армавир-Туапсинской железной дороги) было одним из первых клиентов этой страховой компании.
Более вероятной, однако, представляется версия о послереволюционном происхождении этой таблички - некоторое время здание, появившееся здесь значительно раньше других, служило топографическим репером.


Станция Озерная

По-видимому, именно так называлась эта станция, расположенная в селе Демино. Вокзал был построен по тому же проекту, что и здание на предыдущих фотографиях, но в целом сохранился хуже. Планировка внутри была полностью изменена, в фасаде сделана дверь вместо двух окон, построены пристройки.
В настоящий момент в здании вокзала расположены помещения поселковых коммунальных служб.

Удивительно, но точно такие же здания, как это, или на фото выше, сохранились на главной улице в Туапсе - бывшие подсобные станционные постройки, сейчас являются магазинами.

Так выглядит это здание сейчас.


Здание у Верхнеегорлыкского

До сих пор не ясно, было ли это здание станцией. Оно расположено немногим дальше километра от явно вокзального здания станции в долине Егорлыка. Вряд ли проектировщики Туапсинки стали бы располагать 2 станции на таком близком расстоянии друг от друга. Скорее всего, эта постройка имела другое назначение. Например, являлась путевым постом.


Станция в долине Егорлыка

Нам пока не известно, как она называлась, "Темнолеская", или "Сенгилевская". Именно эти пункты нанесены в этом районе на схему железных дорог 1916 года. Еще возможные ее названия - "Недреманная" или "Татарка" (см. подробнее раздел "Где были станции на участке Старомарьевская - Ставрополь - Армавир?"). Достоверно не известно даже, была ли это станция, разъезд, или просто раздельный пункт или путевой пост. Находилась она на левом берегу Егорлыка, у подножья Недреманного хребта, к юго-западу от хутора Верхнеегорлыкский. Все, что от нее осталось, это насыпь и фундаменты двух строений.
Территория вокруг строений была выровнена. Это означает, что станция, возможно, имела (должна была иметь?) путевое развитие.
В этом же месте расположена развилка двух маршрутов Туапсинки через Егорлык: по высокому Новокавказскому мосту, и по небольшому мостику ниже по течению. Зачем было сделано 2 маршрута, точно не известно. Пока есть только разные версии.

Остатки фундамента станционной постройки.

Панорама станции (того, что осталось).


Станция у села Надзорного

Название этой станции также пока не известно. Возможно, это была "Недреманная" или "Сенгилевская". Подробнее эта загадка описана в разделе "Где были станции на участке Старомарьевская - Ставрополь - Армавир?".


Станция Николаевская

Это самая сохранившаяся станция на участке Ставрополь - Армавир, Возможно, она была самой крупной на участке.
Смотрите подробное описание и фотогалерею этой станции на отдельной странице.


Станция Державная

Расположена к северу от х. Державный. Единственное место, где упоминается эта станция - статья А.А. Власова о бронепоездах Добровольческой армии (см. этот отрывок).


Неизвестные станции участка Старомарьевская - Ставрополь - Армавир

Некоторые станции, упоминаемые в разных источниках, авторам сайта пока не удалось обнаружить на местности.
Это "Ула", разъезд "Базный" и "Убеженская".
Для названий "Сенгилевская", "Темнолесская", "Недреманная" и "Татарка" тоже пока не известно, к каким из найденных (или еще не найденных) станций они относились.

В разделе "Где были станции на участке Старомарьевская - Ставрополь - Армавир?" описаны разные версии и предположения, где могли находиться станции с этими названиями.

Авторы и источники фотографий указаны в разделе Благодарности и ссылки.

 

<<< Назад, участок Старомарьевская - Петровское     Дальше, участок Армавир - Ганжа >>>
Вернуться в раздел Вокзалы Туапсинки
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList