Сначала была легенда


Сначала была легенда… Станция Ставрополь, последняя на нашей ветке, была давно мною изучена еще в школьные годы, равно как и сама эта ветка была неоднократно пройдена пешком. Здесь почти не было поездов, а стрелки долгое время переключались вручную. Очевидно, мы слегка завидовали тем, кто жил в городах у больших станций, где один за другим шли поезда, гудели редукторами настоящие электрички, переключались стрелки и мигали разными огнями светофоры. Там можно было побродить по станции и депо, посмотреть экзотическую технику, да и просто полазить по любопытным техническим достопримечательностям или часами наблюдать за работой железной дороги. Но в пределах досягаемости была лишь одна станция и одна глухая ветка, похожая скорее на подъездной путь.

Иногда случайно, из разговоров, доходили обрывочные сведения о том, что не где-нибудь, а в родном Ставрополе когда-то была еще одна железная дорога, и поезда с нее ходили прямо к теплому морю, которое становилось от этого гораздо ближе. Говорили также, что сама дорога, названная когда-то Туапсинкой, была шедевром технической мысли, и от нее где-то за городом остались загадочные, иногда огромные и удивительные "Немецкие мосты", по которым теперь уже никогда не пойдут поезда. Пару раз доводилось даже мельком видеть некоторые из них. Причудливые каменные исполины таинственно возвышались в степи и на склонах гор, подобно развалинам древних замков и городищ. И в сознании никак не укладывалось, что именно здесь, и именно на них когда-то лежала та самая железная дорога, и и кипела железнодорожная жизнь.

Сведения эти были очень редки и обрывочны, но они прочно откладывались в памяти и складывались в одну красивую легенду об удивительной железной дороге к морю, которая, доживи она до наших дней, несомненно, изменила бы к лучшему наш маленький город и пыльные степные горы, и сделала бы радостнее нашу провинциальную жизнь.

Часто бывает, что давно похороненные в глубине памяти детские мечты не умирают, а лишь только ждут случая, стечения обстоятельств, чтобы вырваться наружу, захватить человека целиком и отыграться на нем за все годы и десятилетия, которые он силою загонял их в глубину подсознания, чтобы они не мешали учиться, зарабатывать деньги, заниматься бытом, а также делать другие правильные с общепринятой точки зрения дела.

Так и получилось, что однажды на исходе лета из задыхающегося от жары города направлением на юг по пыльной грунтовой дороге выехал старенький УАЗик, водитель которого сам не знал пока еще, куда именно он едет. Но он хорошо помнил, как иногда почти ни чем не примечательным подъездным путям посвящают в Интернете целые сайты, а потом со смаком обсуждают в любительских рассылках каждый их камень или рельс. И не было сомнений, что та самая железная дорога из детской легенды ничем не хуже, а даже лучше этих веток Средней полосы России. И будет совершенно несправедливо, если она так и уйдет окончательно в небытие, и никто так и не узнает ее необычную историю и сложную судьбу.

Рядом в кабине сидел старый школьный друг, а на капоте между ними лежал ворох топографических карт, и простенький фотоаппарат-мыльница. Так начался путь от легенды к истории...

Алим Аджиев

 

  Дальше. Первый "Туапсинский" поход >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList