Мост из забвения

    Отрывок из книги Г. А. Беликова "Врата Кавказа" об истории Ставрополья

Кубанская область также стремилась иметь железную дорогу с выходом к Черному морю. В 1903 году последовало высочайшее разрешение о постройке железнодорожной линии от Армавира к новому порту России на Черном море - Туапсе. Но лишь в 1908 году здесь было создано, во главе с инженером путей сообщения статским советником Петром Николаевичем Перцовым, акционерное общество Армавиро-Туапсинской железной дороги, строительство которой в сложнейших горных условиях было закончено в 1913 году.

В 1910 году, уже в Ставрополе, создается Железнодорожная комиссия, которую возглавил известный общественный деятель и писатель Илья Дмитриевич Сургучев. Идея была проста - соединить Армавиро-Туапсинскую железную дорогу со Ставрополем и хлебными уездами губернии. И вновь, как прежде, начались бесконечные поездки ставропольских делегатов в Москву и Петербург. Наконец, в Армавире произошла встреча членов Железнодорожной комиссии с министром финансов, где была достигнута предварительная договоренность. 28 мая 1911 года Департамент Железнодорожных Дел утвердил смету на сооружение новой линии: Армавир - Ставрополь - Петровское, с ветками на Благодарное и Винодельное. Общая протяженность линии составила 334 версты, а проектная стоимость составила 25683920 рублей.

От Ставрополя до Армавира трасса в 114 верст проектировалась и строилась инженером Александром Эдмундовичем Лашем и Иосифом Годзевичем. Это был самый сложный участок, где каждая верста дороги обходилась в 80 и более тысяч рублей серебром. Но строили добротно, на века.

Одной из проблем эксплуатации новой железной дороги стало обеспечение ее водой. "Вода из источника Карабин, - гласил один из документов, - негодна для питания паровозов". Для станции Ставрополь-2, возведенной в начале сегодняшней улицы Объездной, в сутки требовалось 45000 ведер. И лишь с устройством водопровода от источника Гремучка, находившегося к югу от Ставрополя у горы Холодной и дававшего в сутки около 80000 ведер исключительно мягкой воды, проблема была решена.

В 1916 году новая железнодорожная ветка на всем протяжении была открыта. К Туапсе пошли первые составы со ставропольской пшеницей, продаваемой Западу. Но вскоре сообщение по Черному морю с заграницей было прервано прорвавшимися туда через Дарданеллы немецкими броненосцами "Бреслау" и "Гебеи".

Новая Туапсинская железная дорога, как и ветка "Ставрополь - Кавказская", способствовала дальнейшему оживлению производства и торговли в губернском центре. Продолжение же этой дороги от Ставрополя до Винодельного и Петровского, хлебных житниц губернии, сделало его основным поставщиком зерна в Россию.

К 1917 году Ставропольская "Железнодорожная комиссия" подготовила проект и уже собрала необходимые средства на продолжение железнодорожной ветки от Винодельного на Дивное и далее к Астрахани, а также от Петровского на Святой Крест. Но начавшаяся революция, а затем гражданская война, перечеркнули все. (В годы гражданской войны Туапсинская железная дорога была разрушена, и лишь сохранившиеся железнодорожные мосты "Немецкий", "Ново-Кавказский", "Татарский" напоминают еще о ней. Да улицы города - Объездная, Достоевского, Чехова, Биологическая и Южная, возникшие по-над полотном "Туапсинки", обязаны ей своим рождением).

История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList