Послесловие. Почему не была восстановлена дорога
      Ставрополь - Армавир?


Наверное, пассажир поезда, ехавшего по Туапсинке, получал незабываемые впечатления, любуясь пейзажами и природой Ставропольской возвышенности. Немного найдется железных дорог, на протяжении почти всей длины которых из окна вагона открываются такие панорамные виды на многие километры вокруг. По ее трассе в этом районе и сейчас проходят туристические маршруты. Некоторые технические сооружения этого участка также являются уникальными. Такие, например, как Немецкий, Новокавказский или Веселовский мосты.

Сейчас путь от Ставрополя до Армавира по железной дороге составляет более 220 км. По Туапсинке он был вдвое короче. Идея строительства дороги Ставрополь - Армавир, на этот раз автомобильной, обсуждается уже не один год, и не один депутат уже пообещал продвинуть этот проект. Почему же не была восстановлена дорога железная?

Причин к этому было несколько. До революции 1917 г. Россия была ведущим в мире экспортером хлеба, Ставропольская губерния занимала солидную долю в этом экспорте, а Туапсинка строилась, как основная экспортная магистраль. После революции об экспорте не могло быть и речи, начался голод, а страна надолго перешла в разряд хлебных импортеров. Дорога, строившаяся для процветания, оказалась ненужной для голодного режима.

Важной причиной было и то, что Туапсинка на этом участке, фактически, была не достроена, хотя и пущена в эксплуатацию. Высокие насыпи на крутых склонах и глубокие выемки расплывались и требовали немедленного укрепления откосов и оснований (см. подробнее об этом в разделе "Дорога"). Достройки и восстановления после войны требовали и другие дорогостоящие инженерные сооружения, характерные для железной дороги на пересеченной местности. Чего только стоят многочисленные мосты и виадуки. Для разрушенной гражданской войной экономики это было тяжелой задачей. А без проведения этих работ в полном объеме поддержание железной дороги в работоспособном состоянии на глинистых склонах с частыми оползнями весьма накладно. Все возрастающие веса поездов и нагрузки на ось также были не в пользу дороги с тяжелым профилем пути.

Ветка Ставрополь - Кавказская, спускавшаяся к Кубани по весьма пологим северным склонам Ставропольской возвышенности, которые мало отличаются от равнины, была гораздо проще как в восстановлении, так и в эксплуатации. Участки на пересеченной местности на ней занимают менее 10 км. На Туапсинке от Ставрополя до Армавира - более 70 км.

Видимо, вторая мировая война окончательно поставила на этой дороге крест.
В любом случае Туапсинка остается значимым экспериментом и памятником эпохе бурного развития и накопления опыта в отрасли железнодорожного строительства, которая имела место в конце 19 и начале 20 веков.

<<< Назад     Дальше >>>
 
История и современность   Дорога   Карты   Вокзалы   Подвижной состав   Гражданская война  
Творчество   Загадки истории   Благодарности   Карта сайта   4x4 клуб   Гостевая  
На главную страницу
TopList