Хронология Северо-Кавказской железной дороги

То, что Вы видите, возможно, станет когда-нибудь новым сайтом о Северо-Кавказской железной дороге. Уже в ближайшем будущем здесь появятся также описания проектов на СКЖД, как тех, которые пока не осуществились, так и тех, которые никогда уже не будут реализованы.

А пока с благодарностью принимаются любые дополнения и исправления по адресу ajiev@hotbox.ru.

Участок Дата открытия Дата электрификации Длина Строитель Сайт Дополнительная информация
Аксай - Грушевка (Шахты) 1 января 1864 г. 1961-1965 гг. 68 км     Начала строиться в 1861 г. Была продана АО Воронежско - Козловской железной дороги в 1872 г.
Горловка - Таганрог 1869 г. 1962 г. 166 км ЕЖД    
Таганрог - Ростов 1870 г. 1962 г. 65 км ЕЖД   По некоторым данным, дорога открылась в 1869 г.
Воронеж - Ростов 1871 г. 1961-1965 гг. (Лиски - Ростов) 646 км ВКЖД    
Ростов - Армавир 2 июня 1875 г. 1962 г. 652 верст
307 + 188 + 203 км
ВЖД   По некоторым данным, открыт 2 июля 1875 г.
Армавир - Минеральные Воды 1962-1965 гг.  
Минеральные Воды - Владикавказ 1976-1980 гг. (Зольский - Прохладная)  
Дебальцево - Зверево 1882 г.   155 км ЕЖД    
Тихорецкая - Екатеринодар (Краснодар) 15 июня 1887 г. Примерно в 2000 г. 254 верст
136 + 135 км
ВЖД    
Екатеринодар (Краснодар) - Новороссийск 25 июня 1888 г.   ВЖД    
Беслан - Грозный 1 января 1894 г. 1981-1988 гг. 250 верст
106 + 161 км
ВЖД    
Грозный - Порт-Петровск (Махачкала) 1976-1980 гг. (Гудермес - Махачкала)  
Минеральные Воды - Кисловодск 1 января 1894 г. 1934 г. 61 верст
64 км
ВЖД сайт Во время войны перед оккупацией контактная сеть была демонтирована и впоследствии восстановлена.
Бештау - Железноводск 1897 г. 1934 г. 5 верст ВЖД сайт
Кавказская - Ставрополь 1 января 1897 г. Нет 144 верст
154 км
ВЖД    
Дебальцево - Миллерово 1898 г.   188 км ЕЖД    
Тихорецкая - Царицын (Волгоград) 1 июля 1899 г. Начата примерно в 2000 г. 501 верст
535 км
ВЖД    
Царицын - Лихая 1900 г. Нет 382 км      
Порт-Петровск (Махачкала) - Дербент - Баладжары 1900 г. 1976-1980 гг. (Махачкала - Дербент) 337 верст
349 км
ВЖД    
Кавказская - Екатеринодар (Краснодар) 1901 г. 1994-1999 гг. 127 верст
135 км
ВЖД    
Армавир - Белореченская 1910 г. 1962 г. 108 км П сайт  
Белореченская - Майкоп 12 декабря 1910 г. 1967 г. 24 км П   Указан год электрификации двойным питанием и начала использования в качестве полигона высокоскоростных испытаний ВНИИЖТ.
Сосыка – Ейск 11 июля 1911 г.   142 км ЕЖД   По некоторым данным, открыт в 1914 г.
Батайск - Азов 1912 г.   35 км ВЖД    
Белореченская - Туапсе 1912 г. 1958-1960 гг. 128 км П сайт По некоторым данным, открыт в 1913 г. в 1914 г. и даже в 1915 г.
Георгиевск – Святой Крест (Буденновск) 1914 г. Нет 94 км ВЖД сайт  
Котляревская – Нальчик 1914 г. Примерно в 1994 г. 41 км ВЖД    
Прохладная - Гудермес 1915 г. 1976-1980 гг. 181 км ВЖД    
Кизляр - Червленная 1915 г. Нет 82 км ВЖД (?)    
Батайск - Торговая (Сальск) 1915 г. Нет 177 км ВЖД    
Екатеринодар (Краснодар) - Ахтари 1916 г. 1971-1975 гг. (Краснодар - Тимашевская) 155 км ЧКЖД    
Кущевка - Староминская 1916 г. Нет 47 км ЧКЖД   Был разрушен в 1942 г. и не восстанавливался.
Староминская - Тимашевская 1971-1975 гг. 107 км    
Тимашевская - Крымская 1981-1988 гг. 177 км    
Шамхал - Буйнакск 1916 г.   40 км ВЖД (?)    
Армавир - Ставрополь 1 октября 1916 г. Нет 62 верст П сайт Разрушен в гражданскую войну. Официально закрыт в 1922 г. и разобран.
Ставрополь - Петровское (Светлоград) 1916 г. Нет 84 км П сайт Участок Ставрополь - Старомарьевская закрыт и разобран. В настоящий момент действует участок Старомарьевская - Палагиада.

Длина участка указана от Палагиады.

Петровское (Светлоград) - Винодельное (Ипатово) 1916 г. Нет 43 км П   По некоторым данным, открыт не ранее 1926 г.
Туапсе - Сочи 1916 г. 1958-1960 гг. 80 км П (?)   По некоторым данным, открыт в 1918 г. Восстановлен в 1923 г.
По другим данным к 1920 г. путь был проложен (или был проезжим?) только до Лоо.
Петровское (Светлоград) - Благодарное 1928 г. Нет 68 км МПС    
Невинномысская - Баталпашинская (Черкесск) 1928 г. Нет 53 км МПС    
Сочи - Адлер 1929 г. 1958-1960 гг. 23 км МПС    
Винодельное (Ипатово) - Дивное 1930 г. Нет 81 км МПС    
Комсомольская - Апшеронская 1930 г. Нет 24 км МПС    
Майкоп - Хаджох 1931 г.   40 км МПС    
Дарг-Кох - Алагир 1932 г.   29 км МПС    
Астрахань - Кизляр 4 августа 1942 г. Нет 348 км МПС    
Черкесск - Джегута 1944 г. Нет 18 км МПС   До войны строилась одновременно по всей длине дорога Черкесск - Джегута - Карачаевск.
Участок Джегута - Карачаевск так и не был достроен.
Крымская - Порт Кавказ Примерно в 1944 г. Нет 165 км МПС   Постановление о строительстве ветки от Крымской принято Гос. Комитетом Обороны 13 апреля 1942 г..
Курганная - Шедок 1951 г.   84 км МПС    
Морозовская - Куберле 1951 г. Нет 176 км МПС   Участок Куберле - Цимлянская в настоящее время закрыт
Красная Стрела - Темрюк 1955 г. Нет 14 км МПС    
Батайск - Староминская 1965 г. 1971-1975 гг. 94 км МПС    
Крымская - Шесхарис 1965 г.   26 км МПС    
Дивное - Элиста 1967 г. Нет 101 км МПС    
Юровский - Анапа 1978 г. Нет 27 км МПС    
Энем - Кривенковская 1979 г. 1979 г. 115 км МПС    
Благодарный - Буденновск Примерно в 1984 г. Нет 71 км МПС    
Песчанокопская - Красная Гвардия 1989 г. Нет 102 км МПС   Разобран в конце 1997 г.
Красная Гвардия - Передовая 1993 г. Нет МПС    
Кизляр - Сулак 26 июля 1997 г. Нет 79 км МПС   Официально открыт 1 сентября 1997 г.
? - порт "Амотаз" 2001-2002 гг. Нет 40 км Вед.   Ветка строится к проектируемому порту на мысе Железный Рог в Тамани. Начинается она, скорее всего, от ст. Вышестеблиевская или ст. Тамань, а может быть и на перегоне между ними.
Участки, даты открытия которых пока не известны
Палагиада - Старомарьевская     21 км     Реально ветка на Палагиаду была построена приблизительно от о. п. "150 км"
Гудермес - Шали            
             

Строители:
ЕЖД - Екатеринославская государственная железной дороги
ВКЖД - АО Воронежско-Козловской железной дороги
ВЖД - АО Владикавказской железной дороги. Образовано в 1872 г.
П - АО инженера Перцева (АО Армавир - Туапсинской железной дороги). Образовано в 1908 г.
ЕЖД - АО Ейской железной дороги. Образовано в 1908 г.
ЧКЖД - АО Черноморско-Кубанской железной дороги. Образовано в 1910 г.
МПС - Без комментариев :).
Вед. - Ведомственная ветка.

 

Проекты на Северо-Кавказской железной дороге

Участок Описание
Тоннельная - Анапа Именно так предполагалось строить железную дорогу в Анапу в начале XX века. Продвигал его, в частности, председатель АО "Курорты Анапа и Семигорье" В.А. Будзинский, много сделавший в это время для становления Анапы, как курорта. Постановление о строительстве было принято в 1915 г., но по разным причинам, проект так и не был реализован.
А железную дорогу Анапа получила только в 1978 г. по совсем другому проекту. Ветку проложили из Юровского.

Удивительно, но совсем недавно это проект неожиданно получил второе дыхание - неровное дыхание "Батьки Кондрата". Подробнее об этом см. ниже...

Джегута - Карачаевск Эта ветка строилась практически одновременно с участком Баталпашинская (Черкесск) - Джегута как одна дорога. Она должна была пройти вверх по ущелью Кубани и использоваться для вывоза угля из шахт под Карачаевском. Перед войной были построены почти все сооружения дороги, в том числе и арочный железобетонный мост через Кубань в Усть-Джегуте. Однако сталинская национальная политика и война поставили крест на этой дороге. В 1943-1944 годах карачаевцы были выселены с Кавказа, и достраивать дорогу стало некому, равно как и добывать уголь.

Еще раньше был взорван железобетонный мост в Усть-Джегуте отступающими советскими войсками. Впоследствии предпринимались попытки его восстановить, но по разным причинам ни одна из них не увенчалась успехом. Так и лежит в Кубани взорванный пролет.
Почему-то Местное население категорически против его восстановления. Бытует поверие, что если его восстановить, в Карачаево-Черкессии начнется война...

Карачаевск - Сухуми Сведения об этом проекте малочисленны и обрывочны. Пока трудно назвать даже дату его появления. Дорога должна была пройти через Теберду, далее пересечь по туннелю Главный Кавказский хребет и выйти к Сухуми вдоль Военно-Сухумской дороги. Однако есть факты, явно свидетельствующие о том, что в свое время проект серьезно рассматривался, были проведены изыскания и даже начата подготовка к строительству. Расположенный в глубине карачаевских земель город Теберда был наводнен русским населением, очевидно, именно при подготовке к великой стройке. Да и сама автотрасса, почти не содержащая крутых подъемов и спусков, по-видимому, также была построена на основе изысканий для железной дороги.
Армавир - Архыз Проект этой железной дороги был утвержден в 1916 году. Дорога должна была пройти по ущелью Большого Зеленчука и обслуживать большой курорт, который, также планировалось построить в районе Архыза. Реализовать этот замысел помешала революция 1917 г.
Элиста - Улан-Холл Эта идея восходит еще к 1911 г. когда министерством финансов был одобрен проект строительства железной дороги Туапсе - Армавир - Ставрополь - Дивное - Астрахань - Гурьев - Акмолинск - Орск - Кустанай - Курган. Дорога должна была войти в строй по всей длине к 1937 году. Но до революции ее успели дотянуть только до Петровского (Светлоград). Позже, в советское время, проект не был забыт, хотя и столь ударные темпы тоже явно не предполагались. К 1967 году ветка была достроена до Элисты. До Улан-Холла ветку должны были проложить вдоль автодороги Астрахань - Невинномысск.
О проекте снова вспомнили в конце 90х, когда невозможен стал транзит через Чечню.
Буденновск - Нефтекумск - Артезиан
(варианты: Нефтекумск - Кизляр, Нефтекумск - Кочубей)
Вопрос о строительстве этой дороги встал после начала войны в Чечне, когда главная ветвь СКЖД, проходящая через Чечню, стала непроезжей. В пользу проекта также был тот факт, что восточное Ставрополье явно недостаточно обеспечено железнодорожным транспортом. МПС проталкивало проект Буденновск - Нефтекумск - Артезиан, так как в Артезиане было оборотное депо. С. Ильясов, бывший тогда главой правительства Ставропольского края, хотел тянуть рельсы из Нефтекумска в Кизляр. Решение о начале строительства было принято, однако федеральное и краевое правительства фактически провалили этот проект. Сейчас, в связи с изменением обстановки в Чечне, проект вновь отодвинут на задний план. Первоочередной задачей стало восстановление движения по существующей железной дороге через Чечню.
Темрюк - Туапсе - Новороссийск Столь громкий проект был озвучен в конце 90х тогда еще губернатором Краснодарского края Н. Кондратенко, и поддержан главой администрации Тамани Г. Майковым. Возник он, в частности, в связи со сложностями в переговорах между Россией и Украиной об условиях пропуска судов через Керченский пролив.
С участком Темрюк - Тамань вроде бы все ясно. Местность там равнинная, и построить спрямление западнее Крымской несложно. Достаточно построить участок Анапа - Тоннельная, решение о прокладки которого принималось еще в 1915 г. Рассматривается и альтернатива - судоходный канал из Азовского моря в Черное.

Куда как грандиознее звучит "Новороссийск - Туапсе"! Участок берега Геленджик - Джубга, это почти непрерывный обрыв в море, и ветка на нем должна бы целиком состоять из туннелей. Впрочем, последние генпланы развития экономики Кубани предусматривают строительство терминалов железнодорожной паромной переправы в Новороссийске и Туапсе...

Хаджох - Сочи Пожалуй, это самый фантастический проект на СКЖД. Мне удалось найти информацию о нем пока только на сайтах экологических организаций, активно протестующих против его реализации. По-видимому. предполагается, что железная дорога поднимется по ущелью рек Белая и Березовая на высоту около 1000 м, пересечет границу Адыгеи и через туннель длиной 20-25 км, выйдет в ущелье Сочи. Можно обойтись и более коротким туннелем, если спускаться к морю вдоль р. Шахе.
Рассматривается также вариант строительства по этому маршруту монорельса.

C благодарностью принимаются любые дополнения и исправления по адресу ajiev@hotbox.ru

Составил Алим Аджиев

Источники:

На главную страницу